Вокруг публикации газетой "Коммерсант" интервью с лидером непризнанной республики Ичкерия Асланом Масхадовым складывается парадоксальная ситуация. Во вторник Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций вроде бы вынесла изданию предупреждение, но журналисты до сих пор его не получили. Чиновники уже третий день отказываются сообщить изданию подробности и общаются с газетой только посредством телеграфного агентства.
Напомним, что в понедельник газета "Коммерсант" опубликовала интервью с Асланом Масхадовым, в котором тот подтверждал одностороннее прекращение боевых действий и даже рассматривал возможность выдачи Шамиля Басаева международному трибуналу "за совершение преступлений против человечества". Первыми на публикацию отреагировали официальные чеченские власти. Президент Чеченской Республики Алу Алханов в очередной раз заявил, что Масхадов реально не контролирует незаконные вооруженные формирования и потому его заявления ничего не стоят.
На следующий день проявили себя и федеральные власти, только почему-то они выбрали для этого весьма необычную форму. Во вторник на ленте Интерфакса со ссылкой на анонимный источник в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия появилось сообщение, что газете "Коммерсант" вынесено официальное предупреждение. "Опубликовав интервью, редакция газеты предоставила террористу, находящемуся за уголовно наказуемые преступления в федеральном розыске и в розыске Интерпола, возможность публично оправдывать терроризм и угрожать дальнейшим продолжением террористической деятельности", - сообщал неизвестный чиновник Федеральной службы. При этом, по его мнению, журналисты нарушили положения ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" и ст. 11 Закона "О противодействии экстремистской деятельности".
Но как выяснилось, и по прошествии двух дней редакция так и не получила никаких официальных документов по поводу вынесенного предупреждения.
Вчера "НИ" обратились за комментариями к руководителю юридической службы ИД "Коммерсант" Георгию Иванову, который подтвердил, что никаких официальных уведомлений из агентства они не получали. Более того, в Федеральной службе, несмотря на обращение юристов газеты, отказываются дать какие-либо официальные комментарии. А тот чиновник, который якобы занимался этим вопросом, к телефону не подходит. Правда, в среду днем анонимные чиновники из секретариата руководителя Федеральной службы Бориса Боярского сообщили буквально следующее: "Коммерсант" получит это предупреждение непосредственно в редакцию на этой неделе, вероятнее всего в четверг". Правда, и на этот раз они почему-то воспользовались информационной лентой телеграфного агентства.
"Ситуация более чем странная. Никто даже не пытался с нас взять какие-то объяснения. Наоборот, почему-то мы сами вынуждены безрезультатно узнавать у чиновников агентства подробности", - сообщил "НИ г-н Иванов. Но в любом случае, по мнению юриста газеты, сам факт интервью не может быть нарушением закона. Все зависит от содержания. Он сообщил "НИ", что если чиновники все-таки пришлют официальное уведомление, то, скорее всего, газета будет опротестовывать его в суде. Тем более что положительный опыт у юристов "Коммерсанта" уже имеется. В 2000 году за аналогичное интервью с Асланом Масхадовым газете уже выносилось предупреждение. После годичного разбирательства Тверской межмуниципальный суд удовлетворил иск газеты и признал предупреждение незаконным.
Известный адвокат Генри Резник так прокомментировал "НИ" ситуацию: "Само по себе предоставление возможности высказаться таким фигурам, как Масхадов, является не только правом, но и прямой обязанностью СМИ, которые должны нести достоверную информацию обществу. Другое дело, что такие публикации не должны содержать положения, подпадающие под нормы существующего законодательства: призывы к насилию, разжиганию межнациональной розни или свержению законной власти".
По мнению Георгия Иванова, интервью Аслана Масхадова таких призывов не содержит. "Мы сейчас перечитываем это интервью и не можем понять, какие именно фразы оправдывают или пропагандируют экстремизм и терроризм", - выразил недоумение юрист.
Владлен Максимов
Опубликовано 10 февраля 2005 года