15:16 / 24.12.2004"Свобода" не имеет гражданства

На прошлой неделе Иристонский суд Владикавказа лишил российского гражданства корреспондента радио "Свобода" Юрия Багрова. Юрий Багров проживает (имеет постоянную регистрацию) во Владикавказе с 1992 года. У него есть бабушка, дедушка, мать, жена, и все они - граждане России. Весной 2003 года суд подтвердил его право быть российским гражданином, и Юрий Багров спокойно поменял паспорт советского образца на паспорт российского образца. Но в сентябре 2004-го Багрову неожиданно предъявили обвинение в использовании поддельного решения суда о предоставлении ему гражданства России.

Дело в том, что до теракта в Беслане Багров был единственным корреспондентом Северной Осетии, работающим только на западные СМИ, то есть независимым журналистом. Писал на крайне раздражающие местную власть темы: контрабанда в Южную Осетию, коррупция осетинской власти, продажа солдат в рабство и т. д. Активные действия против журналиста начались весной этого года после выхода материала о причастности сотрудников ФСБ к исчезновению людей в Ингушетии. По фактам, изложенным в материале, была проведена проверка комиссией военных прокуроров из Ростова, и факты подтвердились. После этого Юрию Багрову позвонили из паспортно-визового стола и сообщили (по дружбе), что сотрудниками УФСБ Осетии были изъяты все документы и канцелярские книги, где содержались сведения о журналисте Багрове.

Все лето за журналистом активно и очень явно (с зажженными днем фарами) следила машина УФСБ СО. А 25 августа (ровно за неделю до теракта в Беслане и за четыре дня до выборов президента в Чечне) в квартиру Багрова, в квартиру его матери, в его офис и в его гараж пришли в общей сложности около сорока (!) сотрудников УФСБ во главе с начальником отдела контрразведки, подполковником ФСБ Сергеем Леонидовым. Юрий Багров не сомневается, что спецслужбы республики бросили на его личность все лучшие силы. Пока эти силы изымали и штудировали изъятые при обыске личные дневники жены Юрия Багрова, они упустили из виду настоящих террористов.

Теракт в Беслане предотвратить не удалось. Как утверждает Юрий Багров, это не первый такой случай в республике. Так, за три дня до взрыва на Черменском круге (прошлое лето) ушли из-под наблюдения "КамАЗы" с гексогеном (их "пасли" несколько дней). По закрытой милицейской статистике, только за последний год в Северной Осетии было совершено (то есть не предотвращено) 42 теракта. После Беслана деятельность спецслужб Северной Осетии против журналистов была усилена еще больше. В республике были изъяты тиражи четырех газет: студенческая газета СК ГМИ (горно-металлургического института), "Экран Владикавказа", "Северная Осетия", осетинская "Правда". Причем тиражи последних двух газет были изъяты из-за несанкционированной публикации интервью замгенпрокурора Владимира Колесникова, рассказавшего о предварительных результатах расследования теракта в Беслане.

Елена Милашина

Опубликовано 23 декабря 2004 года

Автор: