О Панкисском ущелье Грузии наши военные и спецслужбы вспоминают тогда, когда мы получаем очередной удар от террористов, - так удобнее оправдывать собственные провалы. По логике военных, мы бы уже давно разгромили всех боевиков в Чечне, если бы они не скрывались на территориях сопредельных с Россией государств, и прежде всего Грузии.
Вот и недавно представитель Регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал ФСБ Илья Шабалкин высказался в том смысле, что в Панкисском ущелье до сих пор находятся толпы боевиков - более двухсот вооруженных бандитов. Версия была подхвачена министром обороны: Сергей Иванов опять заявил о готовности превентивно бомбить базы террористов даже на чужой территории. Все это и заставило меня отправиться в Грузию - искать террористов.
В Панкиси вместе со мной оказалась и официальная делегация из России. Ее представляли: глава администрации Итумкалинского района Чечни Эдилбек Узуев и сотрудники МЧС. Однако беженцы (а их по-прежнему здесь проживает около семисот человек), к которым чиновники и приезжали, отказались с ними встречаться и направили своего представителя - правозащитника Асланбека Абдразакова.
- Большинство беженцев не верят российским и нынешним чеченским властям. Из тех, кто поверил и вернулся на родину, многие бесследно исчезли. Большинство никакой компенсации за уничтоженное жилье и имущество так и не получили. И беженцы просили меня передать: больше никто не поедет назад. А Узуева мы хорошо знаем: он при Масхадове в Шариатской безопасности служил, а сейчас на новую власть работает. Как можно верить таким людям? - Видно, что Асланбек волнуется перед встречей.
Ко мне подходит еще один мужчина, представляется: Саланбек.
- Мы здесь прозябаем. За счет гуманитарки, на которую прокормить семью невозможно, кое-как существуем. Мы не можем одеть и обуть детей, но зато мы спокойны за них. И никто в нас не стреляет.
Под жилье для беженцев местные власти отдали два двухэтажных здания местной больницы и поликлиники. В небольшом доме рядом с новой мечетью, построенной на арабские деньги, в помещении, где раньше размещался детский сад, живут две семьи. У Эсилы и Вахи Тепсаевых трое детей: старшему - 13 лет, младшему - пять. "Мы от войны сюда сбежали, чтобы детей сохранить", - говорит Ваха.
Эсила работает в школе для беженцев, преподает в начальных классах. Денег ей за это не платят, но дополнительный паек на семью дают. "Три года назад, - говорит Эсила, - отправляла девятилетнюю девочку к родителям в Чечню. Их дом обстреляли из минометов. На глазах моей дочери погибли ее двоюродные сестры. Я поехала и забрала ее. Больше никто из нас в Чечню не ездил. Как бы нам здесь тяжело ни было, пока российские войска в Чечне, мы туда не вернемся".
И все же количество беженцев в Панкиси сократилось за последние два года в десять раз. В начале 2002 года здесь проживало до 7 тысяч беженцев.
В марте 2002 года группа журналистов "Новой газеты" несколько дней провела в Панкисском ущелье. Тогда чеченских боевиков и не надо было искать: они ни от кого не скрывались, ходили открыто, в камуфляже и с оружием. По соседству с домом, где мы тогда проживали, в Дуиси, - самом большом селе Панкисского ущелья - жили два брата Ахмадовы, известные тем, что держали в подвалах в Урус-Мартане с 1996-го по 1999 год десятки заложников, в том числе и граждан Великобритании, Турции, Франции... Тогда, весной 2002 года, каждый день мы имели возможность наблюдать одну и ту же картину: в восемь утра братья, вооруженные СВД и "калашниковыми", выходили из дома "на учения" и к обеду возвращались.
А в соседнем селе Халацани двенадцать домов были выкуплены боевиками Руслана (он же Хамзат) Гелаева. Сам Гелаев жил в доме на окраине села Омало.
Всего, по нашим данным, в тот период в Панкиси находилось не менее трехсот боевиков. Именно отсюда, из Панкиси, в конце августа 2001 года банда Гелаева беспрепятственно прошла через всю Грузию в Абхазию.
Если говорить честно, то при Шеварднадзе, с конца 1999-го по август 2002 года, ситуация в Панкисском ущелье была полностью подконтрольна чеченским бандформированиям. И только в августе 2002 года подготовленные американскими инструкторами подразделения грузинского спецназа начали успешные операции против боевиков. Банды Гелаева и Ахмадовых вынуждены были покинуть ущелье. Некоторые боевики были уничтожены, другие захвачены в плен, пятеро переданы российской стороне.
Офицерам ФСБ России была предоставлена возможность работать на территории Панкисского ущелья. И к середине лета 2004 года можно было констатировать: благодаря усилиям Грузии, России и США территория Панкисского ущелья полностью очищена от боевиков.
- Незадолго до вашего приезда, - говорит Георгий, офицер Министерства безопасности Грузии, - из Панкиси уехала очередная группа офицеров ФСБ. Они не один раз объехали и даже облетели на вертолете все ущелье, участвовали в операциях, проводимых нами. Я знаю, что руководству они доложили реальную обстановку.
- Но как тогда объяснить заявление Шабалкина о том, что здесь бродят сотни вооруженных террористов?
- Это похоже на политические интриги. Не думаю, что само руководство ФСБ России, имеющее информацию от своих офицеров-профессионалов, верит в это. За четыре последних месяца мы задержали двух человек, незаконно перешедших границу. Передали все данные об этих людях российской стороне, а ваши никак не отреагировали - то есть вообще не ответили. А несколько лет назад я участвовал в задержании, как потом выяснилось, бывшего секретаря совета безопасности Масхадова Доку Умарова. Данные о нем также были переданы в ФСБ, но никто не приехал, чтобы проверить, лишь сообщили, что этот человек их не интересует. А теперь Умаров объявлен главным виновником терактов.
Выезжая вечером из Панкиси, я думал, что, пожалуй, мог бы стать для генерала Шабалкина гидом по Панкисскому ущелью, ведь он здесь никогда не был. Отправлю ему этот материал - может быть, согласится?
Вячеслав Измайлов
Опубликовано 23 декабря 2004 года