В ближайшие дни парламент Грузии собирается принять законопроект "Об амнистии и легализации имущества и недекларированных налоговых обязательств". Речь идет о теневых доходах, полученных в период с 1992 по 2003 год, то есть во времена правления Эдуарда Шеварднадзе. Согласно проекту экономическую деятельность граждан в этот период проверять не будут. Исключается также перепроверка имущества и финансов, ранее внесенных в декларации. Чтобы спать спокойно, желающий "выйти из тени" должен будет лишь заплатить налог в размере 1% от размера легализуемого имущества. До конца 2005 года любой сможет представить декларации, представленная информация об имущественном положении будет конфиденциальной. При оценке этих новаций надо учитывать, что при Эдуарде Шеварднадзе, по данным международных и местных экспертов, доля теневой экономики составляла 40-50%.
После победы "революции роз" часть коррумпированных чиновников рассталась с имуществом в пользу государства. Происходило это по большей части в принудительном судебном порядке. Впрочем, племянник экс-президента, нефтяной магнат Нугзар Шеварднадзе добровольно передал новым властям многоэтажный офис в Тбилиси, расположенный неподалеку от зданий МВД и генпрокуратуры. Оппозиция утверждает, что аресты и "экспроприации" проводились лишь против тех, кто не договорился закулисно с новыми властями. Оппозиционный депутат Коба Давиташвили, в прошлом видный функционер саакашвилевского "Нацдвижения", заявил, что "сама идея финансовой амнистии во многом исходит от бывшего главы МВД Кахи Таргамадзе, который намерен легализовать собственные средства".
Парламентский секретарь президента Георгий Хурошвили заявил, что в список должностных лиц, на которых не будет распространена амнистия, вошли все, кто заполнял декларации в последние годы. Предполагается, что новый закон не даст поблажек чиновникам высшего звена, которые по должности были обязаны сдавать декларации. Правда, многие чиновники загодя отписали имущество на родственников. Амнистия также не коснется лиц, совершивших должностные преступления.
Председатель парламентского комитета по юридическим вопросам Леван Бежашвили пояснил, что в течение года такие лица могут "инвестировать соответствующую сумму в грузинскую экономику. Например, служил человек председателем районной управы, вносит он 100 тыс. лари или миллион, и на него впоследствии не распространится на такую сумму действие закона". Хапуги при должности отмыть деньги за 1% не смогут - просто они могут часть денег вернуть сейчас, не дожидаясь грядущей конфискации всей суммы. Михаил Саакашвили думал прежде всего о бизнесменах, мечтая с помощью нового закона "включить в экономику суммы, которые предприниматели вынужденно скрывали из-за негодного налогового законодательства".
Михаил Вигнанский
Опубликовано 24 декабря 2004 года