На финише 2004 года в Азербайджане началось то, чего ждали и прогнозировали многие местные эксперты с того самого момента, когда к власти в стране пришел президент Ильхам Алиев. Местные правящие кланы - нахичеванцы и выходцы из Армении - фактически объявили друг другу войну. Причем уже не на "подковерном", скрытом от широкой публики уровне, а в открытую. Поводы для сведения счетов, для укрепления собственных позиций представители враждующих группировок используют любые. Последняя по времени сшибка случилась на днях в парламенте, при обсуждении проекта госбюджета-2005, когда, позабыв о приличиях, отношения решили выяснить министр труда и социальной защиты, нахичеванец Али Нагиев и глава Минобразования Мисир Марданов, представляющий в азербайджанской верхушке выходцев из Армении. А ранее случился другой громкий конфликт - между представителем армянской группировки, министром экономического развития Фархадом Алиевым и одним из самых могущественных нахичеванцев, главой Государственного таможенного комитета Камаледдином Гейдаровым.
Примечательно, что обострение этой войны зачастую провоцирует своими публичными заявлениями не кто иной, как президент Ильхам Алиев. Так, причиной жесткой стычки между Фархадом Алиевым и Камаледдином Гейдаровым стало высказанное главой государства недовольство тем, что "некоторые сферы экономики полностью монополизированы", и это, дескать, тормозит развитие бизнеса, способствует росту потребительских цен. Восприняв замечание президента как руководство к действию, глава Минэкономразвития и обрушился на своего коллегу - руководителя таможенного ведомства, обвинив его в монополизации импортно-экспортных потоков. Основания для такого рода обвинений у Фархада Алиева, конечно же, были: в Азербайджане в последнее время в среднем на 30% выросли цены почти на все, в том числе и на бензин. Только ведь, столкнув двух членов правительства, президент Алиев вскоре пошел на попятную, круто поменял свою "антимонопольную" позицию и заявил, что, оказывается, монополии - не такая уж и плохая вещь, так как являются показателем "экономического развития".
Неприязнь между двумя противостоящими лагерями возникла, конечно, не сейчас. Взаимные "наезды" между нахичеванскими и армянскими случались и в годы правления Гейдара Алиева. Но Алиев-старший, имея корни в Армении, родился в Нахичевани, а потому и те и другие считали его своим. Сам же Гейдар Алиев умел оставаться над этой межклановой борьбой и в случае необходимости выступать в роли третейского судьи. После прихода к власти Ильхама Алиева многие аналитики в Баку прогнозировали, что он в отличие от отца не сможет сохранить баланс между двумя составляющими правящей элиты - нахичеванцами и выходцами из Армении. Отцовской гибкости Алиеву-младшему явно не хватает. И, как сказал "НГ" один из лидеров оппозиции, председатель Партии национальной независимости Азербайджана Этибар Мамедов, в итоге Ильхам Алиев довел дело до открытой "войны министров". "Местничество, так называемые "региональные" противоречия в правящей верхушке реально давно уже отошли на задний план. Сейчас уже пора говорить о жесткой борьбе за перераспределение власти, собственности и сфер экономического влияния", - считает Этибар Мамедов.
Проводя редкие кадровые перестановки в правительстве страны, Ильхам Алиев отдает явное предпочтение нахичеванцам: за ними посты председателя правительства и первого вице-премьера, главы МИДа, министров национальной безопасности, связи и информационных технологий, руководителей таможенного ведомства и Министерства налогов, мэра Баку.
На этом фоне позиции выходцев из Армении выглядят не столь сильными. Их признанным лидером, по сути, "крестным отцом" считается министр здравоохранения Али Инсанов. За ними еще пост спикера парламента, который занимает Муртуз Алескеров. Однако после внесенных в Конституцию в 2002 году изменений фигура спикера перестала быть ключевой. Есть еще несколько министров и руководителей республиканских ведомств. Однако азербайджанские эксперты обращают внимание на один момент, который явно не в пользу "армянской" группировки: все они были назначены еще Гейдаром Алиевым.
Самым же влиятельным лицом в нахичеванском клане является глава президентской администрации Рамиз Мехтиев. Причем этот "серый кардинал" азербайджанской политики, считают в Баку, добивается не только расширения сферы личного влияния, но уже начинает борьбу за верховную власть в стране. И не слишком это скрывает. "Достаточно вспомнить результаты опроса, якобы проведенного одной из социологических служб Болгарии, "раскрученные" затем всеми проправительственными СМИ. Опрос определял влиятельность азербайджанских политиков. Рамиз Мехтиев в итоге вышел на второе место, совсем немного уступив президенту Ильхаму Алиеву. Между тем известно, что этот опрос был проведен под контролем аппарата Рамиза Мехтиева", - утверждает политолог Азер Рашидоглу. По его мнению, такая "открытость" действий главы президентской администрации должна была уже давно насторожить прежде всего президента.
Все это, считают большинство азербайджанских экспертов, весьма опасно, в том числе и для самого Ильхама Алиева. "Сейчас у лидеров двух противоборствующих кланов фактически развязаны руки, - сказал "НГ" политолог Метин Яшароглу. - Они не считают себя благодарными Ильхаму Алиеву за свое нынешнее положение, как было во времена президентства его отца. Наоборот, они считают, что Алиев-младший сам должен быть благодарен им за то, что они поддержали его в борьбе за власть. Ведь не случайно, что междоусобную борьбу за расширение сфер влияния нахичеванцы и выходцы из Армении начали сразу после президентских выборов", - отметил политолог.
Что касается Ильхама Алиева, то он все это время как бы не замечал происходящего. И только на днях президент вынужден был признать, что распри между двумя кланами зашли слишком далеко. Выступая на заседании кабинета, посвященном предварительным итогам года, глава государства призвал министров "прекратить склоки, прекратить публично поливать друг друга грязью". "Тем, кто решил заняться публичной политикой, советую уйти с государственной службы", - заявил Ильхам Алиев. И совет, и призыв, и жесткость, конечно же, хороши. Правда, многие в Баку считают, что попытка главы государства остановить "войну министров" может оказаться запоздалой.
Рауф Миркадыров
Опубликовано 20 декабря 2004 года