В Карачаево-Черкесии продолжается расследование уголовных дел, возбужденных в связи с массовыми беспорядками в Черкесске в октябре-ноябре прошлого года. Тогда родственники убитых на даче зятя президента республики захватили Дом правительства. Параллельно ведутся активные поиски некой дискеты, пропавшей из захваченного здания. На ней якобы записана секретная информация. Однако кто стоит за поиском дискеты - неясно.
По делу о массовых беспорядках было задержано примерно 10 человек, сообщила "Известиям" Фатима Богатырева, родная сестра погибшего депутата Народного собрания КЧР Расула Богатырева. Среди задержанных оказался и ее двоюродный брат, житель поселка Терез 34-летний Аслан Богатырев.
- Его бросили в камеру на 2 суток, потом предъявили обвинение в организации массовых беспорядков, - рассказала "Известиям" Фатима Богатырева, - он ничего подписывать не стал, сразу же пригласил адвоката и отказался от дачи показаний. Следователь Генпрокуратуры Алексей Саврулин показывал ему фотографии митинга. Требовал опознать людей на них. Аслан говорит: "Не знаю". "Это же твои родственники!" - говорит следователь. "Вот поэтому я тем более никаких показаний давать не буду", - сказал Аслан.
Обвинение было предъявлено и аспиранту Черкесского технологического института Ахмату Семенову, сообщил "Известиям" его брат Магомед. В отличие от Аслана Богатырева после двух дней содержания в СИЗО Ахмат подписал протокол допроса. Но позже он заявил, что невнимательно прочел запись, в которой содержались фразы, которых на самом деле он якобы не говорил. Эти фразы фактически являются его признанием в организации не только захвата Дома правительства, но и избиения милиционеров.
По словам Фатимы Богатыревой, в прокуратуре ей сообщили, что по делу о массовых беспорядках обвинение может быть предъявлено примерно 200 человек. Примечательно, что близких родственников убитых на даче Алия Каитова на допросы не вызывали. Следователь Алексей Саврулин, ведущий это дело, от комментария отказался.
Между тем участники захвата Дома правительства утверждают, что некие люди активно интересуются у них какой-то дискетой с секретной информацией, которая якобы пропала чуть ли не из кабинета главы республики. Но что это за дискета и что за люди ее ищут - неизвестно. Возможно, именно о ней говорил президент КЧР Мустафа Батдыев в ноябре прошлого года.
- Во время захвата моего кабинета безвозвратно уничтожены все инвестиционные проекты, - заявил тогда глава республики. - Бумаги пропали, электронные версии погибли с базой данных, после того как компьютеры выкинули в окно.
- Сестра Руслана Узденова (он был убит на даче Каитова. - "Известия") Аминат рассказывала, что к ней домой приезжали четверо в камуфляже и требовали отдать какую-то дискету, - сообщила "Известиям" Айшат Койчуева, сестра еще одного погибшего - Магомеда Байчорова. - Но мы ни про какую дискету не знаем. Когда мы сидели в кабинете президента, приходили какие-то люди, со знанием дела открывали шкафы, что-то доставали. Они и компьютеры разбирали. Мы спрашивали, кто это, но никто их не знал, а потом кто-то сказал, что они здесь работают. Это они выбрасывали компьютеры из окна, только перед этим из компьютеров вынимали жесткие диски.
- Кому-то за возврат дискеты даже сулили деньги, - рассказала Фатима Богатырева, - а Халиса Байрамукова, который с нами был в Доме правительства, из-за этой дискеты спортивного вида парни избили и обыскали средь бела дня в центре Черкесска.
Официально факт поиска дискеты с секретной информацией не признается.
- Про какую-то заветную дискету с секретными материалами я ничего не слышала, - сказала "Известиям" начальник управления по связям с общественностью президента КЧР Фатима Чикунова. - Во время беспорядков действительно было уничтожено или похищено много важных документов. Со многих компьютеров были сняты жесткие диски, на которых хранилась информация, - в приемной президента, в канцелярии, в кабинетах Министерства экономики и других. Была даже попытка проникнуть в секретный отдел и в комнату шифровальщика, правда, безуспешная. В самом президентском кабинете ничего не тронули.
В управлении ФСБ по Карачаево-Черкесии о поисках таинственной дискеты с секретами тоже не знают.
- Никаких обращений по поводу пропавших дисков или документов с секретной информацией к нам не поступало, - сказал "Известиям" пресс-секретарь этого управления Петр Пронько.
Владимир Перекрест
Опубликовано 24 января 2005 года