17:13 / 24.01.2005Пикет на обочине

В начале недели члены федеральной Комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта встретились с жителями Беслана. Пришли около четырехсот человек. Но на главные вопросы ответов люди так и не получили. (См. "Новую" N 4 за 20.01.) Сенаторы улетели в Москву, а жители Беслана перекрыли федеральную трассу "Кавказ" Ростов - Баку, требуя объективного расследования и отставки президента Северной Осетии Александра Дзасохова.

Четверг, 20 января

09.00. Комитет матерей собирает в центре Беслана семьи, пострадавшие в теракте. Еще в среду они планировали устроить бессрочный митинг у Дома правительства, но теперь подумали к властям не ходить: пусть те приходят сами. Решают заблокировать трассу Ростов-Баку. Многие из пришедших на митинг об этом не знают и расходятся по домам. Остальные разворачивают плакаты -те же, что были на митинге во Владикавказе месяц назад: "Дзасохова в отставку", "Вы обязаны нас защищать", "Верните наших детей", "Требуем международного расследования". Видя матерей, многие водители выходят из машин и присоединяются к пикету.

На трассе собираются около шестидесяти человек.

10.30. Составляются требования к правительству. Сначала их было четыре: снять Дзасохова, привлечь Андреева (бывшего руководителя ФСБ республики) и Дзантиева (бывшего руководителя осетинского МВД), обнародовать результаты расследования и закрыть границу с Ингушетией. К вечеру решают, что достаточно снять Дзасохова, а все остальное требовать у новой власти. Под петицией подписываются уже несколько сотен жителей.

Постепенно о пикете узнают жители окрестных поселков. Людей становится все больше.

Милиции и пикетирующих уже примерно поровну: 200 сотрудников РОВД, еще 220 милиционеров ждут в состоянии полной готовности. Проезжающим мимо ГИБДД сообщает о ремонте дороги и направляет в объезд.

15.00. Кружной дорогой к бесланцам добирается заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников. Обещает, что родственники погибших смогут увидеть материалы уголовных дел через месяц. Расследованию еще надо установить личности 14 боевиков, получить заключение 43 психологов на потерпевших, проверить причастность к теракту еще шести человек. "Ваш митинг незаконен", -говорит Колесников. "А наших детей убивать -законно?" -отвечают бесланцы.

Колесников обещает, что из Ростова прибудет специалист лаборатории генных экспертиз для проведения повторных анализов по требованиям потерпевших. Начинают ждать его.

Затем становится известно: парламентская комиссия по расследованию решает провести еще одну экспертизу тел погибших. Раньше замгенпрокурора России по Северному Кавказу Николай Шепель заявлял журналистам, что исключает возможность ошибок при опознании тел погибших.

00.00. К вечеру на трассе -больше пятисот человек. Депутат районного собрания Правобережного района, глава учкома Виссарион Асеев приносит большую военную палатку, которая ставится поперек трассы, перекрывая ее всю. Зажигаются костры, работает "буржуйка".

На ночь мужчины развозят жен по домам. Многие не соглашаются и остаются в палатке. Объединившись, привозят еду, воду и дрова для костров.

Начинают думать о том, чтобы перекрыть объездные пути, устроить забастовки на трех водочных заводах вокруг Владикавказа.

Днем к пикетчикам обещал приехать председатель правительства Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Его так и не дождались.

Пятница, 21 января

8.00. К пикетчикам приходит Дзасохов. Много -около часа -говорит и позирует телевизионщикам. Заявляет, что не потерпит дестабилизации региона, и грозится, что в ситуацию вмешаются федеральные структуры, которые быстро наведут порядок.

-Мы устали тебя слушать. Мы просто хотим, чтобы ты ушел, -отвечают бесланцы. В ответ на это Дзасохов намекает людям, что не намерен баллотироваться на новый срок.

После встречи Дзасохова с жителями Беслана пресс-служба распространяет пресс-релиз, в котором говорится, что вокруг тех, кто пострадал, "незримо присутствуют люди, которые хотят воспользоваться ситуацией в своих политических целях".

15.00. По сообщению пресс-службы верхней палаты парламента, планировавшаяся на ближайшую субботу рабочая поездка спикера Совета Федерации Сергея Миронова во Владикавказ перенесена на неопределенный срок.

18.00. На трассе -около четырехсот человек. Блокирован подъезд и к аэропорту "Владикавказ", находящемуся в Беслане.

Председатель парламентской комиссии Александр Торшин дает интервью, в котором заявляет, что митинг в Беслане спровоцирован противниками объективного расследования.

22.00. После визита Дзасохова никто из руководства республики к палатке митингующих не приходит. Пикетчики обещают, что не будут расходиться, и угрожают перекрыть и другие дороги, ведущие во Владикавказ. Бесланцы утверждают, что милиция не пропускает тех, кто хочет присоединиться к пикету.

3.00. Один из пикетчиков засыпает на кладбище, где лежат его ребенок и жена. Палатка митингующих -почти напротив.

Суббота, 22 января

11.00. На дороге -около ста человек в кольце милиции. Подъезд к Владикавказу и аэропорту все так же перекрыт.

К основным требованиям -отставке Александра Дзасохова и международному расследованию теракта -добавляется еще одно: возбуждение уголовного дела против Казбека Дзантиева, руководителя МВД Северной Осетии, отправленного в отставку после теракта.

По словам Виссариона Асеева, на дороге остаются около пятисот человек. Боясь провокаций, женщины прогоняют домой мужчин.

15.00. Эдуард Адаев, один из участников пикета, тяжело раненный во время штурма, объявляет голодовку.

16.00. Полпред Дмитрий Козак звонит пикетчикам и после сорока минут разговора уговаривает их добиваться выполнения своих требований по закону. Бесланцы решают требовать снятия Дзасохова с должности с помощью референдума.

18.00. На место пикета приехала съемочная группа ГТРК "Алания". Это единственное, чего на тот момент удалось добиться пикетчикам. Телевизионщики сняли обращение Сусанны Дудиевой, лидера Комитета матерей Беслана, предводительницы акции. Она попросила всю Осетию, всю Россию поддержать бесланцев. Она еще раз повторила главное требование митингующих: немедленная отставка Дзасохова.

Пикетчики серьезно устали, между женщинами то и дело вспыхивают споры. Поскольку еще днем по телефону удалось договориться с Дмитрием Козаком -он примет делегатов из Беслана и выслушает их требования. Многим кажется, что пикетчики уже этим чего-то добились, пора бы и остановиться. "Наши дети отсидели в спортзале двое с половиной суток, и мы на трассе столько же. Нужно уходить", -говорили люди.

Но были и те, кто хотел продолжать осаду до победного конца.

-Мы с телевизионщиками как договаривались? Пока наше заявление по второму каналу не покажут, не уйдем, -убеждала людей Анна Кибизова. -А вдруг они, как всегда, обманут нас. Скажут, что пустят в эфир, -и ничего не покажут.

Заявление митингующих обещали дать в эфир в воскресенье в 7.45 утра. Женщины волновались, дожидаться утра на трассе не хотели. Решили снимать палатку. Но мужчины никак не хотели расходиться и просили палатку им оставить -ночью холодно. В огромной войсковой палатке, перегородившей всю федеральную трассу, пока стоят скамейки и стол с водой и пищей. Спиртное в лагере не пьют, несмотря на холод. Греются у костров, сидят вокруг на лавках, сколоченных из досок и прикрытых домашними шерстяными одеялами. Мужчины были твердо намерены стоять и дальше.

-Ну а мне что делать? -сокрушалась Сусанна Дудиева. -Я на себя ответственность взяла. Если сейчас пьяная драка или еще что -мне, выходит, отвечать?

Пьяной драки опасались неспроста. Люди говорят, что среди пикетчиков активно действуют провокаторы. Это обычная практика на массовых мероприятиях в Осетии. Провокаторы убеждают людей разойтись. Для дискредитации пикета они могут устроить беспорядки.

-А потом скажут, что мужчины дрались, женщины кричали, -подытоживает маленькая женщина в пуховом платке.

Меня будто бы узнал молодой человек в черной куртке. Говорит, виделись в Москве в больнице.

-Вы из газеты, да? Что писать будете? Я лично не одобряю таких действий. Хотя молодцы, конечно, третьи сутки стоят. Но это не лучший способ выражения недовольства властью. Я сам в районном отделе по работе с молодежью работаю? Решили вроде бы расходиться, но мужики уперлись и практически силой отправили женщин по домам -отдыхать и греться.

Сусанна Дудиева, руководитель Комитета матерей, взяла рупор и громко объявила, что она уходит домой. Пускай руководство лагерем берет на себя кто-то другой.

Ответственность за лагерь взял на себя Чермен Джигкаев, начальник Правобережного райотдела милиции. Широкий и улыбчивый, он сидит около костра с другими мужчинами.

Спрашиваю:

-Сколько еще продержитесь?

-Да пока он не сдуется.

По республиканскому радио тем временем уже несколько часов передают информацию о том, что пикетчики снимают лагерь, потому что властям удалось с ними договориться. Милицейские патрули тем не менее по-прежнему блокируют подъезды к месту проведения акции, чтобы не допустить туда людей из окрестных сел.

Ольга Боброва

Неслучайный звонок

Приемная председателя правительства Таймураза Мамсурова. Фатима Хабалова, пресс-секретарь Мамсурова:

-Есть определенные законы, и как только мы забудем о них, как только мы начнем выходить на площади и перекрывать трассы, будет конец государству. Нужно донести это до людей. Многие там даже не понимают, что происходит, зачем вышли. Нужно объяснить людям, что отставка Дзасохова -вовсе не гарантия нормальной работы прокуратуры.

-Силовые подразделения будут стянуты в район происшествия?

-Это же не от нас зависит. Есть определенные инструкции, которые обязывают силовиков в критических ситуациях действовать определенным образом. Конечно, пикет будет охранять милиция. Прежде всего для того, чтобы смягчить противоречия между самими митингующими и чтобы не допустить провокаций.

-А какие в этой ситуации возможны провокации?

-Да какие угодно! Человек ни разу в Осетии не был, прилетел, выпил бутылку водки, вошел в толпу и поднял ее на что угодно!

-И все же как власти предполагают снять напряжение?

-Сейчас можно только разговаривать с людьми. Наши депутаты, руководители комитетов, 17 человек, уже выехали к месту происшествия. Они общаются с людьми для того, чтобы смягчить противоречия. Другие депутаты тоже работают над проблемой. В закрытом режиме проводятся совещания, где с нашими депутатами работают специалисты, которые объясняют им, как можно избежать конфликта.

-Что это за специалисты?

-Ну есть же люди, компетентные в этом вопросе.

Кто виноват?

Дамир Дауров, бывший руководитель Правобережного района и мэр Беслана:

-Показывали в пятницу в "Вестях" пикет. Вернее, показывали одного только Дзасохова, как он обличал врагов республики, специально дестабилизирующих ситуацию. Но многое в сюжет не вошло. Например, он допустил несколько грубых выражений, непростительных, я считаю, для президента. Он сказал: "Как надоели мне эти кударцы". Он знает, что между нашими народами -дигорцами, кударцами -действительно были некоторые противоречия. Нельзя напоминать об этих противоречиях, чтобы нас всех теперь перессорить.

Руслан Ельтаров, помощник депутата ГД от Северной Осетии Арсена Фадзаева:

-Милиции на трассе едва ли не больше, чем самих пикетчиков. Окружили не только сам лагерь. Перекрыли все подъезды к нему. Ни со стороны Владикавказа, ни из деревень пробиться к пикету нельзя. Власти боятся массовости: люди ведь целыми селами выдвинулись, чтобы поддержать нас.

Елена Рачева

Опубликовано 24 января 2005 года

Автор: