Под развалинами дома в Махачкале, где в субботу в течение почти 15 часов держали оборону пятеро боевиков, было обнаружено еще четыре трупа (накануне вечером сотрудники следственно-оперативной группы нашли останки лишь одного боевика, да и то не подлежащие идентификации). Настоящей сенсацией стало заявление начальника дагестанского УФСБ Николая Грязнова. В ходе импровизированной пятиминутной пресс-конференции прямо у развалин "отутюженного" танком дома он заявил: среди убитых опознан Расул Макашарипов по прозвищу Муслим - главарь диверсионно-террористической группировки "Дженнет", на счету которой десятки убитых милиционеров. Однако спустя всего несколько часов стало известно, что высокопоставленный офицер, судя по всему, поторопился с выводами: дактилоскопическая экспертиза не подтвердила мнения силовиков. Тем временем хозяева разрушенных в ходе штурма домов пока не получили от здешних властей даже обещания помощи в восстановлении жилья. Лишившиеся крова уже предчувствуют, что ради ее получения чиновников придется "сильно потеребить".
Боевиков сровняли с землей
"В любом случае работа у нас будет"
Работавшие на развалинах домов в воскресенье кинологи ушли ни с чем: на раскаленных и дымящихся руинах поисковые собаки ничего не учуяли. Лишь в понедельник был найден труп, находившийся под завалами в правой части здания. Спустя некоторое время из левой части подвала извлекли еще три трупа. Внешние признаки одного из них (в том числе шрам на лице) совпадали с приметами Расула Макашарипова.
Не совпадал только цвет волос. Но потом представители правоохранительных органов решили, что рыжий главарь банды просто перекрасил волосы в черный цвет. Продемонстрировав находку журналистам, трупы погрузили на самосвал и отправили в морг. А журналистов тут же пригласили послушать комментарий начальника УФСБ и замминистра внутренних дел Дагестана. "Это закономерный итог длительной нашей операции совместно с МВД по выявлению и уничтожению банды Макашарипова, вот этого джамаата "Дженнет", - с гордостью заявил Николай Грязнов. - Мы, я думаю, достойно ее завершаем. Трупы подняты. Всех пятерых человек, которые скрывались от нас, мы здесь уничтожили. Есть уже опознанные, в том числе и вот этот наш пресловутый эмир дагестанского джамаата Макашарипов.
"Можно сегодня конкретно сказать, какой теракт они готовили?" - вопрос был обращен к Владиславу Чертову, заместителю министра внутренних дел.
"Пока это преждевременно. Следствие покажет. Ну а как сказал Николай Иванович, теракт готовился очень серьезный - наподобие ингушского (захват Назрани. - ГАЗЕТА) или беслановского (захват школы. - ГАЗЕТА)".
Однако дактилоскопическая экспертиза, по некоторым сведениям, свела на нет победные реляции силовиков. Ближе к вечеру стало известно, что принятый за Макашарипова боевик был лишь внешне похож на Муслима. Точку в этом вопросе поставит генетическая экспертиза, соответствующий материал для которой должны дать родственники Макашарипова. Так или иначе, но то, что все убитые боевики принадлежали именно к банде Муслима, является уже стопроцентно доказанным фактом. Имя еще одного уничтоженного террориста стало известно по паспорту, найденному на его теле, - это Шамиль Джамалудинов, лишь недавно выпущенный на свободу после отбытия тюремного срока.
По 500 рублей на человека
Результатом субботней операции на окраине Махачкалы стало не только уничтожение пятерых боевиков, но и разрушение и повреждение нескольких домов в районе боевых действий.
Два дома на 6-й Магистральной улице разрушены полностью. Жильцы этих домов смогли попасть на руины только через два дня после завершения штурма - в три часа дня в понедельник, когда закончился разбор завалов и было снято милицейское оцепление. Люди пытались найти хоть какие-то уцелевшие вещи и документы. "Мы ничего не успели взять, все деньги, документы, одежда остались в доме, - рассказала корреспонденту ГАЗЕТЫ Рахмат Гаджиева, жившая на первом этаже дома N 38, который и штурмовали силовики. - Никто же не думал, что от дома ничего не останется. Я вообще за несколько минут до того, как все это началось, вышла из дома и зашла к соседке. А потом уже меня не пускали обратно милиционеры. Так что у меня не было возможности что-то взять. Документы, все там". "Твой паспорт видели на свалке, куда вывозят мусор, - сказал Рахмат стоявший рядом сосед. - Но он был обгоревший". "Ночую я у соседки, - продолжила Рахмат. - И другие жильцы тоже кто где - у родственников, у соседей". На вопрос, объяснил ли кто-нибудь ей, когда и в каком размере будут выплачены компенсации, Рахмат ответила, что ни из МЧС, ни откуда-либо еще никто к ней не подходил и ничего не объяснял.
Дом N 69 на 3-й Магистральной улице, расположенный в 20 метрах за разрушенными домами в глубине квартала, штурму не подвергался, однако для проживания теперь непригоден и он. "Танк разрушил соседний дом и проехал по нему к нам во двор, - рассказал Расул Хантуев, глава одной из трех семей, живущих в доме. - Когда он разворачивался, чтобы штурмовать с нашей стороны, он дулом задел стену. А когда подал назад, въехал в угол дома, - Расул показал на огромный двухметровый проем в углу строения. - Весь дом перекосился".
По его словам, утром в понедельник приходил работник отдела ГО и ЧС Советского района Махачкалы и описывал повреждения. "Он сказал, что дом непригоден для жилья, - говорит Расул, - и еще сказал, что мы получим помощь - по 500 рублей на человека. Это что за помощь?"
"Пока к нам никто не приходил"
"Наш дом тоже бы разрушили, но мы этого не позволили, - рассказала Загидат Абдурахманова, хозяйка дома N 67 на 3-й Магистральной улице, который находится в 20 метрах от разрушенных домов. - У нас в доме засели "альфовцы", они стреляли, время от времени подбегали ближе, к сараям, стреляли оттуда. А потом вдруг сказали, что им надо через наш дом подогнать БТР, мол, через нас им удобнее. Но мы их не пустили. Тогда они решили ехать через соседний дом".
Загидат пришлось во время боя находиться в доме, потому что она не могла оставить 80-летнюю парализованную мать. "Она лежала как раз у той стены, которая обстреливалась боевиками, - продолжает Загидат. - Мы чем-то накрылись, потому что с потолка на кровать, где лежала мать, падала штукатурка. Когда стал летать вертолет, до нас дошел слух, что будут бомбить, и тогда мы с мужем кое-как вывели мать на улицу". В стенах дома Загидат появились трещины, осыпалась штукатурка, зданию требуется ремонт. По словам хозяйки, к ней тоже приходили из ГО и ЧС, но какая будет компенсация, и будет ли вообще - не сказали.
БТР, который не пропустили жильцы дома N67, подъехал к месту штурма через дом N 63 по 3-й Магистральной. Прежде чем занять позицию, боевая машина полностью разрушил жилую пристройку, снес два забора и сарай. "Он еще и канализационный люк во дворе задел, - рассказал Магомед Мамедов, хозяин дома N 34 по 6-й Магистральной улице. - А потом снес наш сарай и проехал дальше". В результате канализацией жильцы пользоваться не могут, и все нечистоты теперь вытекают во двор. В самом доме N 34 тоже появились трещины, с потолков обвалилось штукатурка. Однако по поводу возмещения ущерба сюда пока никто не приходил.
А в доме N1 "а" на 6-й Магистральной, который находится через дорогу от дома, где укрылись боевики, в одной из комнат провалился пол - прямо под окнами дома работал огнеметчик, и в закрытом пространстве создавалось высокое давление. "Это была нежилая комната, ее использовали как склад, - отец хозяина дома Газимагомед Мирзаев показывает на оконные створки, ящики, трубы, вместе с полом провалившщиеся в подвал. - А в другие комнаты зашли омоновцы и оттуда обстреливали дом, где засели боевики. По ним тоже стреляли, на воротах остались следы от пуль. Сами ворота тоже испорчены: к нам во двор заезжал БТР и сорвал петлю. Он стрелял прямо из нашего двора".
В одной из стен дома образовалась трещина от крыши и до фундамента шириной в несколько сантиметров. Как и в десятках соседних домов, в доме появились трещины, частично обвалилась штукатурка, разбиты стекла. Возле дома погнута газовая труба, сломан газовый счетчик. "Из МЧС никто не приходил", - говорит Газимагомед.
В доме N 61а на 2-й Магистральной, где снимали квартиру двое боевиков, разрушена пристройка, которую также занимали квартиранты. Ворота во двор искорежены таранившим их БТР, на дверях в квартиру, занимаемую боевиками, остались следы от пуль. О том, что в некоторых домах на соседней улице работники районного отдела ГО и ЧС уже оценивают ущерб, хозяин дома Магомед Зубаиров узнал лишь от корреспондента ГАЗЕТЫ. "К нам никто не приходил", - сказал Магомед, и продолжил разбирать завалы на месте бывшей пристройки.
"Вставайте, бандиты пришли"
Когда корреспондент ГАЗЕТЫ подошел к работавшему на месте раскатанных по кирпичику зданий экскаватору, члены семьи, жившей в разрушенном доме N 40 по 6-й Магистральной улице, внимательно наблюдали за раскопками. Они надеялись, что среди развалин удастся найти сейф, в котором хранились их деньги и драгоценности. Наконец в ковше экскаватора оказался обгоревший металлический ящик. Стенки сейфа не спасли содержимое. Хозяевам удалось обнаружить лишь почерневшие монеты (в основном это были юбилейные советские рубли) и обуглившиеся останки документов. От золотых и серебряных изделий остались лишь капли расплавленного металла, застывшие на покореженных стенках. Ничего не осталось и от ордена Отечественной войны, который принадлежал отцу Гулисат Ахмеду Магомедову. По ее словам, в сейфе кроме драгоценностей и документов находились еще и около 250 тысяч рублей. "Неделя не прошла, как мы продали машину - "Жигули" 99-й модели. Кроме того, сестра продала свой дом в селении, и деньги принесла мне на хранение. Все сгорело! - рассказала Гулисат. - У нас вообще-то было время, чтобы забрать документы, деньги, но кто же ожидал таких последствий? Мама в шесть утра разбудила: "Вставайте, бандиты пришли". В таком состоянии мы о детях думали, а не о деньгах. Солдаты ломились в ворота, требовали покинуть дом. Говорили, что это только на час. Поэтому мы даже не оделись толком: в тапочках вышли на улицу. Предупредили бы сразу, что дом с землей сравняют, - Гулисат расплакалась. - Я четыре года на луке зарабатывала: возила, продавала. В прошлом году купили мужу машину, к дому провели, наконец, воду, построили баню. Я так счастлива была, думала, невозможно быть такой счастливой..."
"По поводу возмещения ущерба вы к кому-нибудь обращались, кто-нибудь с вами говорил?" "Кто-то говорил, что возместят. Но я не верю".
"Я разговаривал с представителем МЧС, предоставил ему список жильцов дома, - рассказал муж Гулисат Гаджимурад. - Как я понял, это была только предварительная беседа. Надеюсь, завтра состоится более обстоятельный, конкретный разговор. Но чувствую, что придется их сильно потеребить, чтобы получить какую-то компенсацию".
Расул Макашарипов (Муслим)
1971 года рождения, происходит из села Саситли Цумадинского района Дагестана. С детства проживал в Махачкале. В 1999 году, якобы после ссоры с отцом, ушел в Чечню. В составе отряда Шамиля Басаева принимал участие во вторжении в Дагестан и боевых действиях на территории Ботлихского района республики. Считался личным переводчиком и близким помощником Басаева и Хаттаба. Весной 2000 года сдался сотрудникам УФСБ России по Дагестану, заявив, что не совершал тяжких преступлений и надеется на амнистию. Верховным судом Дагестана осужден на шесть с половиной лет лишения свободы за участие в НВФ и незаконное ношение оружия. В том же году амнистирован. Практически сразу после освобождения объявлен в федеральный розыск как подозреваемый в совершении в 1998-1999 годах нескольких разбойных нападений. По оперативным данным, создал и возглавил диверсионно-террористическую группировку под названием "Дженнет" ("Рай"), целью которой было создание на Кавказе шариатского государства. Основным методом ее достижения служили убийства представителей дагестанских властей, главным образом сотрудников правоохранительных органов. Считается, что именно люди Макашарипова совершили убийство министра по национальной политике, информации и внешним связям Магомедсалиха Гусаева. Кроме того, по оперативным данным, на счету боевиков группировки "Дженнет" убийства более 50 сотрудников правоохранительных органов.
Хроника охоты на Муслима
21 июня 2004 года спецназ ФСБ штурмом взял частный дом на ул. Дагестанской в Махачкале. Двое боевиков были убиты. По оперативным данным, Макашарипов находился в доме, но ему удалось уйти.
23 июня 2004 года операция по поимке Муслима продолжилась в лесном массиве на горе Тарки-Тау близ Махачкалы. В ходе прочесывания местности произошло боестолкновение ОМОНа с группой вооруженных бандитов. Погибли двое милиционеров. Один боевик был убит, двум удалось скрыться. Предполагается, что одним из них был Макашарипов.
19 сентября 2004 года недалеко от поселка Талги была проведена спецоперация по ликвидации группы боевиков, причастных к убийствам сотрудников милиции. В ходе операции погибли двое омоновцев, убиты пятеро боевиков. Предположительно находившемуся среди них Макашарипову вновь удалось уйти.
В ночь на 10 ноября 2004 года спецподразделения МВД штурмом взяли квартиру в 9-этажном доме по ул. Перова в Махачкале. По оперативным данным, в ней находилось несколько боевиков, в том числе и Расул Макашарипов. Преступникам удалось скрыться.
Сергей Расулов, Руслан Салахбеков, Ислам Абакаров
Опубликовано 17 января 2005 года