10 января в районе населенного пункта Герзель на чечено-дагестанской административной границе были задержаны сестра и мать первого вице-премьера правительства Чеченской Республики, советника представителя президента в Южном федеральном округе, Героя России Рамзана Кадырова. Среди задержанных оказались также и бойцы охраны президента Чеченской Республики. Все задержанные для выяснения их личностей и намерений были препровождены в ОВД города Хасавюрта. Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев заявил, что в данном случае дагестанские милиционеры нарушили права человека. И взял расследование под свой контроль. Мы тоже провели расследование обстоятельств задержания родственников Кадырова в Дагестане и пришли к выводу, что не все так однозначно с правами человека, как поспешил об этом заявить министр.
Во-первых, задержание вооруженных людей, представившихся военнослужащими службы безопасности президента Чеченской Республики, и членов семьи Кадырова было осуществлено не дагестанскими милиционерами, а прикомандированными из регионов Российской Федерации сотрудниками МВД, несущими службу в районе чечено-дагестанской границы.
Во-вторых, поводом к задержанию послужило то, что у сотрудников чеченской службы безопасности отсутствовали командировочные предписания: с какой целью они направляются на территорию Дагестана.
В-третьих, сотрудники службы безопасности президента Чеченской Республики и лица, имеющие подобные документы, неоднократно осуществляли незаконные мероприятия на территории Хасавюртовского района Дагестана, результатом которых было похищение местных жителей.
В-четвертых, родственники и односельчане похищенных после подобных действий сотрудников службы безопасности президента Чечни (или, попросту говоря, кадыровцев) не раз перекрывали федеральную трассу Ростов - Махачкала, требуя от властей России и Дагестана пресечения противоправных действий бандитствующих кадыровцев и обеспечения защиты местных жителей.
В-пятых, в ответ на требования жителей министр внутренних дел Дагестана Адилгерей Магомедтагиров 22 декабря 2004 года провел специальное выездное заседание коллегии МВД Дагестана при участии руководства МВД Чеченской Республики. Было принято решение - и представители руководства МВД Чечни с этим согласились, поставив подписи под документом, - что любые мероприятия правоохранительных органов Чеченской Республики на территории Дагестана по пресечению деятельности участников незаконных вооруженных формирований должны проводиться при участии представителей МВД Дагестана. Тем более что почти все сотрудники службы безопасности президента Чечни числятся сотрудниками российской милиции, и сам Рамзан Кадыров - офицер милиции.
Все нарушители этого постановления, согласно подписанным договоренностям, должны доставляться в отдел внутренних дел города Хасавюрта до прояснения ситуации.
В-шестых, перед МВД Дагестана и управлением Федеральной службы безопасности по Республике Дагестан лично руководителями МВД и ФСБ России поставлена задача: не допустить повторения трагедий, подобных тем, что произошли 22 июня прошлого года в Ингушетии и 1 - 3 сентября в Беслане. Многие бандиты тогда использовали документы сотрудников правоохранительных органов и их форму.
По всей видимости, заместитель министра внутренних дел Чечни, принимавший участие в выездной коллегии МВД Дагестана в Хасавюрте 22 декабря прошлого года, не посмел довести решения коллегии до Рамзана Кадырова. Или последний проигнорировал их, высокомерно считая членов своей семьи, сопровождаемых сотрудниками президентской охраны с ненадлежащим образом оформленными документами, выше всех законов и договоренностей?
После задержания сестра Кадырова вышла из здания ГОВД Хасавюрта на связь с Рамзаном. Для урегулирования вопроса в Дагестан выехал заместитель министра внутренних дел Чечни. Однако сестра Кадырова, страдающая астмой (у нее начался приступ), потребовала, чтобы приехал сам Рамзан.
От Центороя, где проживают Кадыровы, до Хасавюрта не более 15 - 20 минут езды. И более сотни вооруженных людей (по некоторым свидетельствам, до трех сотен) прибыли весьма оперативно. Имел место случай рукоприкладства по отношению к одному из дагестанских милиционеров. Но в конце концов все урегулировали мирно.
Один из руководящих сотрудников МВД Республики Дагестан, попросивший не называть его имени, сказал автору этих строк следующее:
"Безусловно, семья Рамзана Кадырова нуждается в охране. Между нами и правоохранительными органами Чеченской Республики имеется взаимопонимание. Мы могли бы направить своего сотрудника на приграничный пост, и он бы обеспечил сопровождение родственников Кадырова. Или сотрудникам службы безопасности необходимо было должным образом оформить документы. Ведь руководство России после событий в Беслане наконец-то признало, что мы живем в воюющей стране. И Дагестану, пережившему нападение Радуева в январе 1996 года, Басаева и Хаттаба в августе 1999 года, каспийскую трагедию 9 мая 2002 года с гибелью не только взрослых, но и детей, это известно очень хорошо. Мы не можем поступаться ради чьих-то амбиций интересами безопасности жителей нашей республики. Сотрудники милиции не обязаны знать в лицо родственников Рамзана Кадырова. У нас ко всем одинаковые требования".
Из этих событий первому вице-премьеру правительства Чечни Рамзану Кадырову следовало бы сделать по меньшей мере два вывода: обеспечивая безопасность своих родственников, нельзя пренебрегать проблемами безопасности других людей, и второй: ощутив на своих родственниках определенное ущемление прав человека, следует подумать, что сами кадыровцы на протяжении многих лет держат в страхе сотни тысяч соплеменников. Кстати, об этом не мешало бы вспомнить и министру внутренних дел. А то как-то избирательно защищаются права человека?
Вячеслав Измайлов
Похитителей не судят
Люди не понимают, кого защищает дагестанская милиция
Более двух лет Хасавюрт и Хасавюртовский район лихорадит от непрекращающихся похищений людей, которых увозят в сторону Чечни люди в камуфляжной форме. Родственникам сотрудники милиции разъясняют: в ходе плановых операций представители различных (и, к слову сказать, многочисленных) ведомств задерживают всех, кто будто бы подозревается в пособничестве боевикам.
Те факты, что несчастных арестовывают с нарушением закона, без постановления об аресте, без обозначения места содержания; что при незаконных обысках совершаются кражи личного имущества; что увезенные в Чечню дагестанцы подвергаются истязанию, некоторые исчезают навсегда, некоторых отпускают за выкуп, - почему-то остаются без комментариев.
По республике уже прошли многочисленные протесты и митинги, не один раз переходившие в акции гражданского неповиновения.
У родственников задержанных, у юристов и журналистов, как правило, мнения схожи: времена тревожные, с бандитами и их приспешниками надо бороться радикально, но при условии соблюдения законности. И общественность, и родные имеют право знать хотя бы, где содержатся подозреваемые и кто защищает их права.
Логичным продолжением разгула на хасавюртовской земле тех, кто держит дагестанскую милицию за лохов, и стал захват отдела милиции.
Поводом к задержанию родственницы Кадырова послужило просроченное удостоверение одного из охранников.
Не прошло и часа, как здание милиции, защищенное блокпостами и вооруженной охраной со всех сторон, было окружено и взято штурмом. Задержанных освободили. Более трех десятков автомашин с вооруженными до зубов людьми беспрепятственно прошли путь от чеченской границы до здания Хасавюртовского отделения милиции. Несколько минометчиков заняли позиции, группа захвата, плечами растолкав хасавюртовских сотрудников, проникла в помещение. Сделав свое дело, так же спокойно и беспрепятственно чеченцы удалились.
Дагестанский ОМОН прибыл на место происшествия через 20 минут.
Всякий раз после очередного ЧП правительство делает вид, что ищет виновных. В сентябре застали врасплох Беслан. Научены и теперь расставили по школам военизированную охрану? Но события 10 января доказали, что никто и никем в Дагестане не защищен. Спасибо Кадырову за действия, которые условно назовем учениями. А если не Кадыров?
Саният Мансурова
Опубликовано 17 января 2005 года