14:36 / 11.01.2005После выборов абхазцы зарежут петуха

В среду, 12 января, в Абхазии состоятся президентские выборы. Это не второй тур и не повторные президентские выборы, скорее это вторая возможность для народа Абхазии проголосовать за своего нового президента, за свое будущее.

Главная интрига выборов, пожалуй, не в том, кто станет президентом, а в том, смогут ли объединившиеся в одну команду бывшие соперники и кандидаты на президентский пост - Сергей Багапш и Рауль Хаджимба - доказать самим себе и своему народу, что они способны вместе построить постардзинбовскую Абхазию.

Нынешняя предвыборная кампания качественно отличается от предыдущей. Маленькая страна, расположенная на Черноморском побережье, на этот раз не увешана предвыборными плакатами. С прошлой кампании осталась только пара-тройка рекламных щитов на дороге, ведущей в Россию. На них - не главный претендент на президентство Сергей Багапш и не его экс-соперник, а теперь идущий на пост вице-президента Рауль Хаджинба. На них - пока действующий глава Абхазии Владислав Ардзинба. Возможно, эти плакаты со времен октябрьских выборов и не стали специально снимать - Ардзинба для большинства абхазцев был и остается символом единения их страны. За несколько дней до выборов вся Абхазия как заклинание повторяет: "Самое главное - нам удалось избежать войны друг с другом". Это же говорят и Багапш, и Хаджинба, и избиратели на встречах с ними, и женщины, вынужденные простаивать нескончаемые мандариновые очереди на российско-абхазской границе. Об этом говорят даже на абхазских свадьбах.

- Вот я смотрю на них (на Багапша и Хаджинбу. - "Известия"), как они обнимаются, и у меня на душе спокойно, - улыбаясь говорит гостья на одной из абхазских свадеб, прошедших в минувшие выходные. Среди двух тысяч гостей на свадьбе большинство представителей некогда противоборствующих лагерей. Теперь этот властный абхазский бомонд вместе произносит тосты за здоровье молодых. Борьба отступила на второй план. Сейчас самое главное для них достойно провести выборы, суметь убедить избирателей прийти на участки и не разругаться в первые месяцы совместной работы.

- Кто бы мог подумать, что они объединятся и будут вместе. Еще месяц назад сложно было себе представить картину, чтобы эти люди собрались за одним столом, - говорит один из старейшин на свадьбе.

- А вы верили, что они сумеют договориться, найти в себе силы пойти в одной команде?

- На каком-то этапе это практически невозможно было себе представить.

В это время за другим столом сторонники Багапша и Хаджинбы жмут друг другу руки и говорят о будущем Абхазии.

О нем, впрочем, говорят и Багапш, и Хаджинба. Главное - пережить 12 января. А после - отметим старый Новый год, зарежем петухов, как положено, и надо будет приниматься за работу - а ее у нас море. Поднять сельское хозяйство, курортную сферу - хотя бы вывести на приличный уровень времен СССР, чтобы туалеты были в каждом номере, а не в конце коридора. В общем, республика должна работать - сейчас в этом едины экс-соперники.

- Она будет работать, - говорит таксист Отар. - Вот выберем президента, и милиция перестанет брать деньги на дорогах. Если я нарушил, то я готов платить, но не платить же мне за то, что он мне просто так отдает честь.

По договоренности будущий президент делегирует своему вице-президенту 40% полномочий. Эти 40% будут связаны с внешней политикой и силовыми структурами. Сам Багапш в первую очередь займется структурными изменениями, которые назрели в республике. Однако, пожалуй, главная интрига выборов связана с тем треугольником, который в конечном счете возник после осеннего противостояния. Багапш в случае избрания президентом на пост премьера назначит Александра Анкваба. При таком раскладе делегированный в Абхазию Москвой Нодар Хашба теряет свой премьерский пост. Очевидно, что Москву, активно принимавшую участие в абхазском урегулировании, не слишком устраивает такой расклад. Из двух абхазских москвичей - Анкваба и Хашбы Кремль предпочтет последнего. Однако пошедший на определенные уступки Сергей Багапш готов рассмотреть кандидатуру Хашбы на другие посты в своем кабинете министров, но не на пост премьера.

Другая интрига выборов связана с непосредственным волеизъявлением народа. Народ слишком устал от того, что происходило в республике последние три месяца. От этого устали и Багапш, и Хаджинба. Но главы территориальных избирательных комиссий убеждают: мы сделали все, чтобы люди пришли и проголосовали, агитацию вели аккуратно, без нажима. Агитация, действительно, ведется аккуратно. Багапш спокойной интонацией объясняет избирателям, почему им надо прийти и проголосовать за нового президента. Второй кандидат на президентский пост, Якуб Лакоба, предпочитает в районах без надобности не появляться.

Учтены по возможности и ошибки предыдущего осеннего голосования. "Заполнять все списки голосовавших только на русском", - еще раз повторяет Багапш главам территориальных комиссий в Гальском районе, где на октябрьских выборах было больше всего нарушений. "А что делать, если люди умеют расписываться только на грузинском?" - спрашивает один из присутствующих. "Заполнять исключительно на русском, расписываются пусть как умеют, - безапелляционно отвечает Багапш. - И смотрите, чтобы все урны для голосования были как положено оформлены: сургуч, печать. С бензином проблем нет, проволочек с доставкой из труднодоступных районов людей проблем не будет". Главы избирательных комиссий утвердительно кивают: "Прежних ошибок не будет, проведем выборы как надо".

Наталья Ратиани

Опубликовано 10 января 2005 года

Автор: