В комитетах парламента Грузии и в журналистском сообществе активно обсуждается законопроект «О телевещании», который предусматривает создание общественного телевидения. Грузинский телевизионный рынок сегодня так или иначе определился в приоритетах, поэтому возможное появление телемонстра вызывает неоднозначные чувства у телекомпаний, претендующих на независимость.
Лидерами грузинского телевещания сегодня являются компании «Рустави-2», «Имеди» («Надежда») и «Мзе» («Солнце»). Первую недавно возглавил известный журналист Николай (Ника) Табатадзе, который раньше вел вечерние программы на этом канале, затем недолго прослужил первым заместителем министра иностранных дел и сейчас вновь вернулся к родным пенатам. «Имеди» является стержнем медиахолдинга Бадри Патаркацишвили. «Мзе» принадлежит группе известных в Грузии бизнесменов. Другие телекомпании, в том числе созданный на базе гостелерадиокорпорации Первый канал, в различных рейтингах отстают.
Некоторые положения законопроекта не могли не вызвать раздражения частных телекомпаний. Например, подразумевалось, что общественному ТВ, создаваемому на базе государственного, будет передана телевышка. С ее помощью вещают все компании в Тбилиси. То есть получается, что общественное телевидение сможет диктовать свои условия другим компаниям. Также изначально планировалось, что телекомпании каждые десять лет должны участвовать в тендере на занимаемую ими частоту. Якобы это будет стимулировать творчество и конкурентоспособность. Телевизионщики же полагают, что таким образом на них может попытаться воздействовать государство.
Наконец - как распределять рекламу. По проекту льготы получает именно общественное телевидение, которое существует за счет налогоплательщиков. Оппоненты законопроекта, подготовленного депутатом Георгием Бокерией (в прессе, в частности в газете «Алиа», появились сведения, что сам автор намерен занять пост председателя общественного телевидения, но парламентарий это отверг), называют такие условия тепличными.
Обеспокоенность представителей независимых электронных СМИ была столь велика, что с ними встретилась председатель парламента Нино Бурджанадзе, которая обещала выступать гарантом несокрушимости свободы слова.
Исполнительный директор Союза налогоплательщиков Георгий Исакадзе (председателем данной организации является Бадри Патаркацишвили) заявил агентству «Кавказ-пресс», что предлагаемый законопроект приведет к перекачке средств в конкретные сегменты, что, по его мнению, недопустимо. По законопректу общественное телевидение будет получать полтора процента выплачиваемого гражданами 12-процентного подоходного налога - это до 40 млн лари в год (свыше 20 млн долл.). Это значительно увеличит бюджет общественного телевидения по сравнению с бюджетами других телекомпаний. Сейчас телерадиокорпорация получает из бюджета в среднем 12 млн лари. Георгий Исакадзе считает, что отношения между государством и общественным телевидением должны быть более сбалансированными и нельзя допускать монополизации.
Страсти продолжают кипеть, поэтому высказался и президент Саакашвили. Он заявил, что, «когда находится за границей, гордится свободным телевидением, поэтому никакой угрозы независимому телевидению в Грузии нет и быть не может». Президент заверил, что создание общественного телевидения не помешает частникам. «На общественном телевидении мы собираемся делать программы на абхазском, осетинском, азербайджанском, армянском языках. Кто это сделает, кроме общественного телевидения, ведь это некоммерческие проекты?» - заявил он. Президент также сообщил, что намерен уделить на общественном телевидении час для передач патриархии Грузии, а возможно, и других религий.
Однако аргументы президента убедили далеко не всех. И законопроект наверняка подвергнется многочисленным изменениям. И в любом случае не сможет гарантировать, что общественное телевидение станет достоянием общества.
Михаил Вигнанский
Опубликовано 22 ноября 2004 года