18:49 / 20.11.2004Грузия без месхетинцев? Почти у цели

Когда в Грузии происходили ноябрьские, 2003 года, события, я про себя думал: "Пройдет всего год, и моя страна повернется лицом к месхетинской проблеме. Грузия в этом вопросе сделает столько, сколько не было сделано за весь период независимости. И обо всем этом я напишу". Ведь к руководству пришла новая сила с очень привлекательным именем. Национальное движение. Демократы. Такие слова, не могли не вселять надежду.

Прошел год. И я взялся выполнить свое обещание. Стал готовить статью о том, что сделали новые грузинские власти для репатриации депортированных месхетинцев с того момента, как возглавили страну. Скажу откровенно, я добросовестно просмотрел хронику, изучал документы, перелистал подшивки газет, общался с разными людьми, блуждал в Интернете. И... потерпел фиаско. К сожалению, я не нашел никаких сведений о прогрессе в этом вопросе. И поэтому не смогу написать задуманную год назад статью.

Остается описать общую ситуацию, показать, что же происходит с месхетинцами и вокруг них сегодня, через 60 лет после их депортации из Грузии.

Отношение властей. Преемственность и различие

В том, что сегодня в Грузии проживает какое-то количество месхетинцев-репатриантов, мы должны быть благодарны исключительно руководству Грузинской ССР. И это делалось без ведома и даже против указаний ЦК КПСС. Такому мужеству и патриотизму надо отдать должное. Если после восстановления независимости и возвратились несколько семей, то это благодаря их личному мужеству, деятельности правозащитников и сочувствующих. Но не благодаря, а скорее вопреки действиям властей. Так что власти независимой Грузии в таком патриотизме не замечены.

Позиция властей независимой Грузии всех поколений заключается в том, чтобы, проигнорировать эту проблему, а для видимости выпускать декларации или указы о создании и пересоздании комиссий, о подготовке неких мероприятий, которые впоследствии остаются на бумаге. Ведь осуществление репатриации это, по сути, экзамен властей на дееспособность и состоятельность. Отсюда, вытекает имитация конструктивной деятельности при отсутствии каких-либо сдвигов. Эту позицию отчетливо выразил Заур Халилов, заместитель председателя Общегражданского Движения Многонациональная Грузия (декабрь 2001).

"Государство над этой проблематикой не работает. Сегодня в Грузии месхетинцы живут ради галочки. Отношение государства никогда не будет хорошим, потому что это связано с деньгами, связано с проблемой. Это связано с тем, что какой-то чиновник должен поднять одно тяжелое место, поездить по регионам и посмотреть, - куда   можно заселить людей. И решить эту проблему. А зачем ему это надо? Он просто напишет, что... невозможно. Или нецелесообразно. Тысячу "аргументов" может привести".

Но одно все-таки отличает сегодняшних рулевых страны. Например, сразу после прихода к власти Звияда Гамсахурдиа, при Верховном Совете была создана комиссия по проблеме месхов (термин "депортированное месхетинское население" родился в 1999 году в связи с вступлением Грузии в Совет Европы). Когда пришел Эдуард Шеварднадзе, при Госсовете была создана комиссия по месхам. Причем, полноправными членами ее с правом голоса являлись не только члены Госсовета и правительства, но и общественные деятели и даже представители самих депортированных месхов. Вот уже год, как страной правят новые власти, но они не удосужились создать комиссию или рабочую группу - какой-нибудь орган, который бы занимался месхетинской проблемой на государственном уровне. Никакого диалога с представителями депортированных также не ведется. Итак, если предыдущие власти хотя бы делали вид, что государство что-то делает, то нынешние власти отказались даже от такой имитации.

Россия и Грузия - молот и наковальня

Жители России не ограничены законом в праве выбора места жительства ни по национальному, ни по религиозному признаку. Но по отношению к депортированным месхетинцам здесь фактически имеет место апартеид. Можно утверждать, что Россия нарушает свои обязательства,  взятые на себя в рамках  ОБСЕ: "Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом..." Из 12 тысяч месхетинцев, ныне проживающих в Краснодарском крае, более 7 тысяч не имеют российского гражданства и регистрацию по месту проживания. Они уже жили здесь на момент вступления в силу в 1992 году российского закона о гражданстве и должны были автоматически стать гражданами России. Жизнь месхетинцев на Кубани и вправду является невыносимой: не оформляют приобретенную недвижимость, автомобили, не регистрируют рождение детей. Им отказывают во временной регистрации, в выдаче международных паспортов, не заключают договора на аренду земли...

В последние годы руководство края периодически поднимает вопрос о необходимости репатриации месхетинцев в Грузию и поэтому нежелательности "укоренения" месхетинцев в крае. В то же время, краевые и федеральные власти, если не санкционируют, то закрывают глаза на бесчинства казачьих формирований по отношению к живущим в Краснодарском крае месхетинцам. "Закажем чартерный рейс до Ташкента, с самолета они уже никуда не выпрыгнут", - рассуждал о судьбе месхетинцев весной 2002 года губернатор Александр Ткачев. А в конце 2002 года бывший зам губернатора, Леонид Баклицкий заявил: "Надо, чтобы повсюду разнесся слух - на Кубани мигрантам живется плохо, им отсюда надо делать ноги. Нужно сделать жизнь незаконных мигрантов невыносимой, как с русскими поступали в Средней Азии и в Закавказье". Это вкратце, что касается российской стороны.

Каковы же действия Грузии? В апреле 1992 года в Краснодаре побывала делегация Госсовета Грузии, где подписали "Концептуальный план по репатриации населения, депортированного в 1944 г. из Месхетии и Джавахетии Грузинской ССР". Потом, в 1994 году подписли межправительственный "Протокол намерений о сотрудничестве ...по вопросу возвращения в Грузию месхетинцев и иных лиц, депортированных в 1944 г. из Самцхе-Джавахети и временно проживающих на территории России". Были также внутренние указы, постановления, распоряжения - около 20 разных документов.  К сожалению, все эти благие намерения остались на бумаге. Грузия - единственная страна СНГ, которая не подписала Бишкекское соглашение о взаимопомощи стран в репатриации людей. Кроме того, Грузия до сих пор не ратифицировала конвенцию, которая упоминалась на международном совещании в Вене (март 1999 г.), и это Конвенция о сокращении безгражданства.

Конечно, репатриация должна быть добровольным выбором. Поэтому необходимо до ее начала обеспечить защиту прав месхетинцев в местах их проживания. Лишь после этого, можно быть увереным, что месхетинцы, проживающие, скажем, в Краснодарском крае, имеют возможность сделать выбор между местом их нынешнего проживания, репатриацией в Грузию или переездом в третью страну. Но что же делать людям, которых оттуда выгоняют, а сюда не пускают? Где и как жить?

Что не делают власти, делают НПО

НПО обеспокоились такой ситуацией. Некоторые из них в 2002 году сформировали международную инициативную группу для проведения информационной кампании. Туда вошли правозащитные НПО России, Грузии, США, других стран. Цель - добиться, чтобы США воздействовали на Россию и Грузию, чтобы те проявили ответственность в судьбе месхетинцев.  Большая часть работы выпала на долю Новороссийского комитета по правам человека, других правозащитников Кубани, которые за это подверглись гонениям со стороны властей. Кампания оказалась успешной. Положение месхетинцев привлекло к себе пристальное внимание многих международных правозащитных и беженских организаций. Эксперт Новороссийского комитета по правам человека Вадим Карастелев был на приеме в Госдепартаменте США. Специальная комиссия администрации США скрупулезно изучила вопрос. И с февраля 2004 года действует программа по переселению месхетинцев из Краснодарского края в США.

Сделка Москва - Вашингтон - Тбилиси. Месхетинцы снова - жертвы большой политики

Первая группа из 11 человек отправилась в путь 21 июля 2004 года. А до этого прошло шесть семинаров в разных городах и станицах Кубани. Отъезжающие знали, что в Штатах их ждет статус беженца, пособие, работа, квартира и даже холодильник, полный продуктов. По словам руководителя программы переселения Марка Брауна, о своем желании переехать в США заявили уже более 5 тысяч кубанских месхетинцев. Для пожилых Россия была третьим местом проживания, США будут четвертым. Сначала они жили в Самцхе-Джавахети, где и родились, затем, после депортации 1944 г., в Узбекистане, а после погрома, устроенного против них в 1989 г., спаслись бегством в Россию и Азербайджан. Лидер местных месхетинцев, Тияншан Сванидзе заявил в краснодарском аэропорту, что предложение получать "миграционные карты", которые в России выдаются временным посетителям, неприемлемо. "Когда мы в 1989 г. приехали в Россию, СССР еще существовал, но власти Кубани отказывают нам в регистрации и выдаче нашим детям российских паспортов, в результате чего наши люди оказались полностью лишенными гражданских прав".

Хотя усилия группы НПО и завершились результатом, не все надежды оправдались. Скорее, наоборот. Ведь была надежда, что США воздействуют на Россию и Грузию, и месхетинцы получат право выбора. Такое решение вопроса - переселение месхетинцев Кубани в США - не имеет ничего общего с защитой прав человека. Людям так и не дали выбора. Конечно же, это чистой воды политическое решение.

США, видимо, не захотели из-за нескольких тысяч каких-то месхетинцев лишний раз портить отношения с Москвой. А с другой стороны, на их взгляд, они этим помогают подшефной ей Грузии строить  новую демократию, избавляя ее от лишней головной боли. Россия тоже довольна - ее будут меньше ругать за дискриминацию, ксенофобию и расизм. И Грузия рада, Совет Европы, если не совсем освободит, то хотя бы ослабит нажим на нее из-за месхетинцев. Это, пожалуй, единственный случай, когда США, Россия и Грузия не только нашли общий язык, не только разработали, но и успешно осуществляют совместный проект. Таким образом, месхетинцы, которые на протяжении веков были жертвами большой политики, продолжают оставаться ими.

Безусловно, Америка с радостью примет месхетинцев. Не потому, что добрая, хотя поэтому тоже - богатые, обычно, бывают добрыми. Но главным образом, потому, что умна и расчетлива. Глядишь, спустя несколько лет братская Америка через океан повезет к нам абрикосы и груши, картофель и помидоры, изделия из хлопка..., выращенные месхетинцами в какой-нибудь Пенсильвании, чтобы вызволить нас из очередного экономического кризиса.

Краснодарский губернатор не скрывает своего удовлетворения: "Этого дня кубанцы ждали давно. Мы в начале пути и будем действовать цивилизованно, в рамках существующего законодательства..."

А тем временем

С сентября 2004 года на месхетинцев Кубани, участвующих в программе переселения в США, возобновилось давление краевых силовых структур. По мнению Новороссийского комитета по правам человека, скорей всего, была дана команда "сверху" судебным исполнителям и приставам взыскать с месхетинцев штрафные санкции за просроченную временную регистрацию или отсутствие таковой. 24 сентября два судебных исполнителя подъехали к дому Юсуфа Асланова. Унижая и оскорбляя хозяина и его жену, потребовали оплатить штраф. Соседи слышали, как судебный исполнитель Вадим Гладкий говорил, что он месхетинцев не считает за людей, угрожал забрать корову. Потом затолкали Юсуфа в машину, а жене сказали: "Ты его долго не увидишь!" 7 октября в поселке Холмский на семью месхетинцев, участвующих в программе переселения в США, было совершено вооруженное нападение. Двое вооруженных людей в камуфляжной форме и масках ворвались в дом Ахмедовых, как только дети открыли дверь, собираясь в школу. Детей загнали в спальню, а матери приставили к груди пистолет с глушителем, приказали замолчать, угрожая убить, если не послушается. Потом ее ударили по голове дубинкой, и она потеряла сознание.... И подобные факты сегодня на Кубани - повседневное явление.

Билет в одну сторону?

- Зачем нам с дедом в Америку? - утирает слезы 72-летняя мать большого семейства Каримовых, осевших пятнадцать лет назад в станице Нижнебаканской. - И мы ей зачем? Старые, больные... Умирать пора. Но как мы без детей? Им надо ехать - там работа, документ дадут, зарплату дадут, никто не скажет: "Ты ешь наш хлеб".

- Билет будет в одну сторону, без возврата, - говорит в пространство глава семьи 75-летний Хамди. - С собой - два чемодана...

Один чемодан у него уже готов. Собрал самое нужное - почетные грамоты, накопившиеся за 46 лет службы в должности асфальтировщика на узбекском предприятии "Ремстроймонтаж". В 89-м, после ферганской резни, бежал с ними в Россию. Семья просила: оставь, спасаться надо, зачем грамоты? Не согласился: как докажешь, что всю жизнь трудился? За пятнадцать лет жизни на Кубани почетные грамоты ничем не помогли, пенсии Хамди так и не добился. Не положена, потому как нет прописки, нет российского гражданства. А их не получишь, потому что в крае свои законы.  Америка пообещала старикам Каримовым пособие по инвалидности в размере 1200 долларов.

-  Мы там не работали, - переживает Хамди. - Нас не знают. Как брать не заработанные деньги? Стыдно...  Так что с почетными грамотами вопрос решенный - надо везти за океан.

О стандартах, адекватности и амнистии

Политики разных стран часто обвиняют друг друга в использовании двойных стандартов. Обращает на себя внимание такой факт. Президент Грузии Михаил Саакашвили, будучи с визитом в Штатах, настойчиво зазывал тамошних соотечественников вернуться в Грузию. Приглашал людей, для которых и так въезд в Грузию не закрыт и которые не особо-то и рвутся сюда. Но одновременно с этим как бы не замечается, что буквально из-под носа группами переправляют в те же Штаты других соотечественников. Людей, которые никак не допросятся разрешения вернуться в страну. Ну, видимо, стандарты тут ни при чем. Мы выше всяких стандартов. Или вне их?..

Адекватность действий является признаком мудрости и считается хорошим тоном в политике. По принципу "как ты со мной, так и я с тобой". Этому принципу наши власти не до конца следовали, например, когда Россия ввела с нами визовый режим. Но речь не об этом. До сих пор многие справедливо возмущаются тем фактом, что Россия раздает жителям Абхазии и Южной Осетии российское гражданство. Реакцией Грузии на это было лишь негодование. Адекватным же ответом на это могло бы стать предоставление гражданства Грузии месхетинцам, которые живут в России и не имеют никакого гражданства. Тогда в руках у грузинской дипломатии тоже появилась бы хоть одна козырная карта, и мы с полным основанием могли бы защищать интересы своих граждан на территории России. А главное, люди почувствовали бы, что на этой планете хоть кто-то о них печется. Но нам такие козыри не нужны. Мы уговариваем получать грузинское гражданство кого угодно, только не месхетинцев.

Новые власти объявили амнистию некоторым категориям лиц, приговоренных судом к лишению свободы. Простили, оправдали, отпустили на свободу людей, совершивших конкретные преступления. Сегодня объявляется уже финансовая амнистия. Прощают, не судят и не наказывают тех людей, которые фактически ограбили своих сограждан и свое государство. А месхетинцы, которые не совершали никакого преступления, никого не грабили, и несправедливо наказаны, по мнению властей, амнистии не достойны.

Грузия - Совет Европы

Переселение части месхетинцев из России в США не может снять проблему с повестки дня. Единственной надеждой для месхетинцев остаются европейские институты, прежде всего Совет Европы, перед которым Грузия имеет соответствующее обязательство.

Комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес недавно отметил, что у месхетинцев должен быть выбор. Желающим эмигрировать в США должна быть предоставлена такая возможность, так же как и желающим остаться. Желающим уехать в Грузию тоже должна быть предоставлена возможность. Однако он также заявил: "Это очень трудно, поскольку задействована грузинская сторона". И комиссар, действительно, прав. Сбывается пророчество покойного доктора Мамулиа, который сказал: "Грузия взяла на себя обязательство, которое не собиралась выполнять".

25 октября спикер нашего парламента, по сообщению Агентства "Кавказ-пресс", выступила перед представителями ПАСЕ.  К нашему стыду она не только перепутала термины и цифры. Не имея результатов референдума, она от имени всей Грузии заявила, что страна не может выполнить обязательство по репатриации месхетинцев. И самое опасное, она противопоставляет, сталкивает лбами две группы людей, ставшие жертвами политики - вынужденно перемещенных лиц и депортированных месхетинцев. Неужели в сегодняшней Грузии действует старый имперский лозунг "Разделяй и властвуй"?

Если революционные власти задумали строить новую Грузии без месхетинцев, то это им почти удалось.

У Совета Европы есть Устав

Когда обсуждалось возможное вступление в Совет Европы, многие были против принятия Грузии в него, пока она не продемонстрирует, что искренне готова принять европейские стандарты по правам человека, и жить по ним. Но эксперты Совета Европы разъясняли, что Грузия будет принята с рядом условий, и, став членом Совета Европы, у Грузии будет больше шансов улучшить ситуацию. Власти же, со своей стороны, обещали осуществить конкретные мероприятия в конкретные сроки.

Уже шестой год Грузия в Совете Европы. С ноября прошлого года, власти изменили многое. Но неизменным осталось одно - Грузия так и не продвинулась в выполнении наиболее серьезных обязательств перед Советом Европы.

21 октября 2004 г. представители  68 НПО Грузии обратились к парламенту с просьбой ускорить ратификацию хотя бы Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств - одно из обязательств перед Советом Европы. Официального ответа не было.

Налицо ситуация, когда власти Грузии игнорируют интересы, по меньшей мере, этнических, языковых и религиозных меньшинств. А это интересы примерно трети населения страны, даже без учета жителей Абхазии, Южной Осетии и депортированных месхетинцев. Членство Грузии в Совете Европы не оправдывает ожидания и Совета Европы, что подчеркнуто в официальных документах Совета.

В соответствии с Уставом Совета Европы, "каждый член Совета должен ...искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета". Отношение властей Грузии к своим обязательствам трудно квалифицировать, как искреннее и активное сотрудничество. В настоящее время готовится совместное заявление ряда НПО, в котором они просят Совет Европы применить к Грузии статью 8 Устава. А именно, приостановить членство Грузии в Совете Европы до выполнения взятых на себя обязательств.

А что касается месхетинцев, то на сегодняшний день получается, что месхетинцы не нужны Грузии. Зато месхетинцам, пока они живы, как и всем людям на земле, нужна родина - Грузия. И это главное.

Марат Бараташвили

Опубликовано в номере от 15-30 ноября 2004 года

Автор: