Нежелание власти смириться со своим поражением на президентских выборах вынудило оппозицию созвать очередной, второй за последний месяц, сход сторонников Сергея Багапш. В свою очередь, его оппонент Рауль Хаджимба решил не оставаться в накладе и провел свой альтернативный митинг.
Заранее зная о планах оппозиции начать свой митинг на площади Свободы в час дня, штаб Хаджимба решил, видимо из тактических соображений, открыть митинг своих сторонников на час раньше - в полдень. Местом для собрания было избрано не традиционное для "хаджимбистов" здание сухумской филармонии, а площадь у правительственного комплекса, где вот уже две недели они держали "оборону", не пуская вовнутрь зданий "инакомыслящих". В абхазском "выборном" варианте для того, чтобы быть "инакомыслящим", достаточно поставить под сомнение идею "всеабхазского апокалипсиса" в случае прихода к власти Сергея Багапш. Две недели санитарный кордон хаджимбовских волонтеров фильтровал на входах в здание правительства и администрации президента всех сотрудников, а депутатам парламента и вовсе запретили появляться в стенах Народного Собрания. Не имея никакого отношения к охранным структурам "кордон" все-таки был весьма информированным органом и знал об обитателях государственных учреждений практически все. По крайней мере, политические пристрастия чиновников были хорошо изучены, хотя многие из них из-за специфики своей работы, это тщательно скрывали. Близлежащие обитатели кофеен получали пищу для разговоров, как только кто-нибудь из обитателей Дворца на набережной не мог пройти тест на лояльность и не был допущен к своему рабочему месту. В результате вся страна узнала, что персонами нон-грата стали действующий вице-президент Валерий Аршба и известные литераторы Гунда Саканиа и Гунда Квициниа - сотрудницы администрации президента. Если Валерия Аршба просто не пустили на работу, то поэтесс, вдобавок к этому, особо политизированные дамы из числа сторонниц Рауля Хаджимба поколотили зонтиками.
Собственно говоря, гонения на инакомыслящих, которых не пускают к своим рабочим местам, и серия кадровых перестановок, предпринятая президентом Владиславом Ардзинба, стали поводом для созыва схода сторонников Сергея Багапш.
Около десяти тысяч человек съехалось со всех окраин республики, чтобы в очередной раз поддержать своего избранника. Накануне схода на квартире у президента Ардзинба прошли трехчасовые переговоры между главой государства, Сергеем Багапш и Раулем Хаджимба. Согласно источнику в штабе Багапш, президент в начале беседы настаивал на проведении повторных выборов, но лидер оппозиции категорически воспротивился этому. Багапш заявил, что народ уже сделал свой выбор, и после всех перипетий произошедших за последний месяц и, в итоге, загнавших республику в глубокий кризис, провести новые выборы в спокойном режиме невозможно, они лишь приведут к новому витку напряженности. После этих слов президент неожиданно сдался, сообщив, что он в принципе не против признания победы на выборах лидера оппозиции, но возникшую проблему между собой должны решить Сергей Багапш и Рауль Хаджимба. В свою очередь, кандидат от власти заявил, что ему трудно убедить своих сторонников отказаться от идеи повторных выборов, и что ему необходимо время на размышление. На этом переговоры временно были приостановлены и перенесены на следующий день.
Митинг на площади Свободы только начался, когда Сергею Багапш позвонили на мобильный телефон. После непродолжительного разговора он сошел с трибуны и двинулся в сопровождении нескольких охранников к улице "Айдгылара". Сев в припаркованный там автомобиль, Багапш отправился на переговоры в кафе "Галерея", где его уже ждал Рауль Хаджимба. Через полчаса Багапш вернулся к своим сторонникам на площадь. Тут же стало известно: Хаджимба попросил повременить с ответом до трех часов дня. В это же время митинг сторонников Багапш шел своим чередом. На трибуне один оратор сменял другого. Люди говорили о том, что власть должна проявить благоразумие, перестать сталкивать народ и признать победу на выборах лидера оппозиции. Впрочем, донести до власти глас народа оказалось делом невозможным. Ведущий митинга профессор Олег Дамения сообщил собравшимся, что приглашение принять участие на сходе получил премьер-министр Нодар Хашба, однако он отказался придти на площадь Свободы и выслушать мнение народа. "Ему должно быть стыдно. Даже в советское время партийные деятели так открыто не избегали общения со своим народом и вынуждены были посещать всенародные сходы", - возмущенно прокомментировал действия своего земляка долгожитель из села Пакуаш под одобрительные аплодисменты собравшихся на площади людей. Выступления на митинге шли на русском и абхазском языках. Сидевший на парапете возле центральной трибуны молодой человек славянской внешности, весьма был недоволен, когда ораторы начинали говорить на абхазском языке. "Это же всенародный сход, не все же понимают по абхазски, надо говорить на русском", - возмущался коротко, по военному стриженый парень, держа у уха мобильный телефон. Несмотря на то, что он был облачен в спортивный костюм, военная выправка выдавала истинные мотивы, его нескрываемого интереса к происходящему. Российские спецслужбы, после провала на выборах 3 октября лоббируемого ими кандидата, с особым вниманием следят за тем, что происходит в стане оппозиции.
Ровно в три часа дня Сергею Багапш вновь позвонили на мобильник, и он снова отлучился на переговоры с Хаджимба. Вернувшись на трибуну через двадцать минут, лидер оппозиции заявил, что компромисс с кандидатом от власти так и не был найден, и призвал народ к спокойствию. Однако отсутствие ожидаемого прогресса в переговорах сильно разочаровало народ, и тогда люди двинулись в сторону зданий правительственного комплекса.
Инал Хашиг
Опубликовано 16 ноября 2004 года