Российская власть воистину является хозяином собственного слова: хочет дает - хочет берет назад. Еще недавно казалось, что половинчатая и крайне непоследовательная программа перевода части соединений Вооруженных сил, внутренних и пограничных войск на контракт имеет по крайней мере один неоспоримый плюс. Все военные руководители страны, начиная с министра обороны, клялись, что в результате реализации этой программы с 2005 года призывников прекратят посылать в Чечню. Однако в последние месяцы выяснилось, что обещание это выполнить едва ли удастся. Почему-то не верят потенциальные контрактники министру обороны, когда он доказывает, что ситуация в мятежной республике меняется к лучшему, а потери федеральных сил вот-вот сойдут на нет. 42-й мотострелковой дивизии не хватает до укомплектования полутора тысяч солдат, а 46-й бригаде внутренних войск - около трех с половиной тысяч. Военные не рискнули нарушить сроки перевода на контракт, намеченные президентом. Они решили схитрить. В результате тысяча десантников из 76-й дивизии ВДВ (которая была переведена на контракт в прошлом году) останутся в Чечне, но уже в качестве солдат 42-й дивизии (подробнее см. N 147 "Фарс с переодеванием").
То ли потому что у внутренних войск не оказалось резерва контрактников, то ли их главком Николай Рогожкин оказался честнее министра обороны, но генерал не стал наводить тень на плетень. На встрече с журналистами он фактически признал, что программа профессионализации 46-й бригады сорвана и что в следующем году призывников будут продолжать слать в Чечню. Это заявление выглядит особенно серьезно, если учесть недавнее заявление другого генерала - председателя думского комитета по обороне Виктора Заварзина, который сообщил, что уже весной парламент рассмотрит предложения об отмене большинства отсрочек от призыва, включая и те, что даются для продолжения учебы. Эта идея - не новая, военные уже не первый год предлагают решить проблемы армии, забрив лбы студентам. Но еще недавно ее подавали как часть "общественного договора": отмена отсрочек должна была произойти одновременно с сокращением срока службы до одного года и отказом от использования призывников в "горячих точках". Теперь же очевидно, что никакого общественного договора не существует. Генералы намеренно саботируют перевод даже части соединений на контракт, убедив при этом Кремль в необходимости отмены всех отсрочек.
Неудачи контрактизации российской армии были предопределены тем, что военно-политическое руководство страны демонстративно не видело разницы между солдатом-профессионалом и наемником. Вспомним хотя бы, как в разгар боевых действий в Чечне в 2000 году по всей стране нанимали добровольцев, обещая платить им около тысячи долларов в месяц, но стоило войне поутихнуть, как правительство со спокойным сердцем уменьшило выплаты в два раза. Именно так поступали европейские монархи в ХVIII веке со своими наемными армиями. В контрактниках, как и в призывниках, генералы по-прежнему видят пушечное мясо. А россияне себя таковым не считают и только за деньги (по российским меркам немалые) под пули идти не хотят. Но генералам от этого только лучше. Дело за малым - доложить Верховному главнокомандующему, что эксперимент не удался. И начать гнать в Чечню студентов.
Александр Гольц
Опубликовано 15 декабря 2004 года