Власти Азербайджана задержали в течение прошедшего месяца более 900 товарных вагонов, следующих в Грузию, подозревая, что часть этого груза переправляется транзитом давнему врагу – Армении.
Действия азербайджанской таможни нанесли грузинским компаниям материальный ущерб, исчисляемый миллионами долларов. Кроме того, начались проблемы в традиционно союзнических азербайджано-грузинских политических отношенияx, дополнительным импульсом к укреплению которых в последнее время служил проект строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
В задержанных железнодорожных составах находились, в основном, грузы из Центральной Азии - дизельное топливо, мука, зерно, сжиженный газ и другие товары. Их большая часть предназначалась для вывоза через грузинские порты Поти и Батуми на европейские рынки.
Пропускать их через границу азербайджанская сторона начала постепенно с начала декабря. Сегодня, однако, значительное число вагонов все еще находится на станции Беюк-Кясик. Без ограничений в Грузию поступали в ноябре только грузы азербайджанского производства, в том числе сырая нефть, бензин и дизельное топливо.
Причину задержки вагонов азербайджанской стороной официальным структурам Грузии узнать удалось не сразу – в первые дни на все запросы, в том числе грузинской железной дороги, ответа не было. Для дачи разъяснений относительно происходящего в министерство иностранных дел Грузии был приглашен посол Азербайджана в Грузии Рамиз Гасанов.
Как сообщил журналистам Рамиз Гасанов по окончании этой встречи, официальный Баку опасается, что ряд грузов, идущих транзитом через Азербайджан, может попасть затем с территории Грузии в Армению. А это, по его словам, противоречило бы подписанному в июне 2004 года межправительственному соглашению, одним из пунктов которого оговаривается недопустимость транзита грузов в третьи страны "в ущерб национальным интересам" Азербайджана или Грузии.
«У Азербайджана есть собственные национальные интересы в связи с данным вопросом, - сказал он. - Как бы отреагировала грузинская сторона, если бы Азербайджан поставлял топливо или другие грузы в Абхазию и Южную Осетию? Ведь это было бы ущемлением национальных интересов Грузии".
Премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде сообщил IWPR, что в результате проведенных в последние дни проверок было действительно выявлено несколько случаев, когда вагоны, в основном с нефтепродуктами, планировалось переправить через Грузию в Армению.
Комментируя журналистам сложившуюся ситуацию, премьер-министр Грузии Зураб Жвания заявил, что не видит причин «для драматизации». «Мы работаем с азербайджанской стороной, и я уверен, что никаких проблем в этом вопросе у нас не будет», - отметил он.
С целью урегулирования ситуации в Баку направился коммерческий директор Грузинской железной дороги Рамаз Гиоргадзе. А в Тбилиси приехали сотрудники Таможенного комитета Азербайджана, которые на протяжении нескольких дней проверяли документацию, касавшуюся пунктов назначения каждого задержанного вагона. Вагоны, которые, по их заключению, точно не направлялись в Армению, азербайджанская сторона пропускала сразу.
Грузинская сторона заявила, что среди задержанных на границе составов направлявшихся в Армению не было вообще. Но председатель ООО «Грузинская железная дорога» Давид Онопришвили фактически признал, что ранее такие случаи бывали.
Однако, как заявили IWPR в таможенном департаменте Грузии, межправительственное соглашение было ратифицировано и вступило в законную силу в Грузии лишь 22 ноября. После этого, отметили в департаменте, реэкспорт грузов в Армению запрещен, в соответствии с требованиями азербайджанской стороны.
Заместитель министра экономического развития Грузии, курирующий сферу транспорта, Гено Мурадян говорит, что, по его мнению, никакого юридического основания для остановки грузов азербайджанской стороной на границе нет.
«Пшеница и бензин – не военные грузы, они не могут угрожать безопасности страны, и если даже попадут в Армению, это не будет трагедией», - сказал он.
«Уже давно транзитные грузы по официальной документации в Армению из Азербайджана не идут. Но у бизнеса есть свои законы, и бизнесмен, получивший товар в Грузии, если ему это нужно, найдет способ переправить затем его в Армению», - заметил Мурадян.
Теперь чиновники в обеих странах спорят о том, насколько серьезно случившееся сказалось на грузино-азербайджанских отношениях.
«Азербайджан – наш стратегический партнер, в области перевозок страны полностью интегрированы, и без Азербайджана транзитные функции Грузии ничего не стоят», - заявил грузинский эксперт в сфере нефтепродуктов Гиоргий Хухашвили.
Однако независимый политолог из Баку Расим Агаев в интервью бакинской газете "Обозреватель" заявил, что "стратегическое партнерство Грузии и Азербайджана - не более, чем декларация". "Грузия обвиняет Россию в двойных стандартах - мол, Москва, осуждая чеченский сепаратизм, не ведет себя аналогично в отношении абхазских сепаратистов. Но точно так же Грузия поступает с Азербайджаном в случае с Нагорным Карабахом. Грузинские власти ни разу нигде внятно не осудили армянскую агрессию. Хотя это как раз тот самый компонент, который мог бы сделать наши отношения союзническими", - сказал он.
В то время, как госструктуры ведут разбирательства, железные дороги обеих стран, а также перевозчики и импортеры терпят убытки.
Как заявил IWPR глава Союза производителей, импортеров и потребителей нефтепродуктов Грузии Вано Мтвралашвили, к нему за помощью обратились уже несколько входящих в Союз грузинских компаний-импортеров нефтепродуктов, чей груз уже более месяца простаивает на границе.
Так, по его словам, одна из компаний не может ввезти в Грузию закупленные более дешевые в Туркмении 1200 тонн дизельного топлива. Несмотря на имеющуюся документацию о том, что груз предназначен для внутреннего рынка страны, документация в порядке, топливо продолжает стоять на границе.
«Если у азербайджанской стороны были сомнения относительно какой-либо из грузинских компаний, почему груз не задержали, например, на туркмено- азербайджанской границе? А теперь, уже заплатив Азербайджану за транзит, компании не могут его осуществить», - заметил Мтвралашвили.
Что же касается Армении, добавил он, то она без нефтепродуктов и других грузов наверняка не останется, избрав себе другой маршрут перевозок; разве что их стоимость немного возрастет.
Обе стороны выражают уверенность в том, что железнодорожное грузовое сообщение между Азербайджаном и Грузией будет восстановлено в полном объеме в ближайшие дни. Однако с более глубокими разногласиями, которые угадываются в подоплеке этой "ссоры", разобраться, возможно, будет намного трудней.
Лела Иремашвили, Руфат Аббасов
Опубликовано 10 декабря 2004 года