Продолжавшийся на протяжении двух последних месяцев кризис в Абхазии получил неожиданную развязку. При посредничестве российской стороны достигнуто соглашение, и оба до сих пор отказывавшиеся от компромисса кандидата в президенты решили, что пойдут в январе на новые выборы. И пойдут одной командой.
Это решение стало итогом очередного тура переговоров, проходивших на фоне глубокого общественного раскола. И конфликт, по всей видимости, исчерпан — несмотря на то, что в какой-то момент неотвратимым казалось вооруженное противостояние между разочарованными этим решением сторонниками обоих кандидатов.
Кандидат от оппозиции Сергей Багапш, объявленный победителем проходивших 3 октября выборов, планировал 6 декабря провести свою инаугурацию на пост главы республики. Однако официальный кандидат - бывший премьер-министр Рауль Хаджимба - претензии Багапша на победу не признал. Покровитель Хаджимба президент Владислав Ардзинба заявил, что не покинет своего поста, а Россия частично закрыла границу с Абхазией.
Но в решающий день в 16 часов по местному времени письменный договор о выходе из сложившегося кризиса был заключен. Под документом свои подписи поставили также президент Владислав Ардзинба и премьер-министр Нодар Хашба. В роли медиаторов выступили вице-спикер Государственной Думы Сергей Бабурин и заместитель Генерального прокурора России Владимир Колесников.
Согласно договоренностям, итоги октябрьских президентских выборов «замораживаются», но не отменяются, и назначаются новые выборы, которые должны быть проведены не позднее 13 января. Стороны обязались в кратчайшие сроки вывести из Сухума всех своих вооруженных сторонников, разблокировать здания правительственного комплекса и государственного телевидения и начать подготовку к новым выборам.
Соглашением оговаривается: если Рауль Хаджимба нарушит соглашение, в силу вступят приостановленные решения ЦИК и Верховного Суда, признающие победу Сергея Багапша. Если же нарушителем окажется Багапш, тогда, согласно расплывчатой формулировке, решение в качестве гаранта Конституции будет принимать пока еще действующий президент Владислав Ардзинба.
В эти дни Москва, которая в последние дни оказывала сильное политическое и экономическое давление на Багапша и его сторонников, согласилась вновь открыть российско-абхазскую границу.
Находившийся в Турции с рабочим визитом президент России Владимир Путин моментально отреагировал на происшедшее в Абхазии. "Мы искренне заинтересованы в разрешении подобных конфликтов, так как хотим, чтобы этот регион стал регионом стабильности", - сказал Путин.
"Мы не хотим, - продолжил он, - чтобы создавалась видимость того, что то или иное решение было принято под давлением российской стороны. В этом случае сторона, которая почувствует себя ущемленной, будет неверно полагать, что ответственность несет Россия. Нам этого не нужно".
Абхазия болезненно переживала наложенные Москвой со 2 декабря санкции - была закрыта российско-абхазская граница, затем приостановлена выплата российских пенсий местным жителям, прервалось железнодорожное сообщение с Сухумом. Помощник премьер-министра России Геннадий Букаев сделал резкое заявление в адрес лидера оппозиции, в котором он охарактеризовал команду Сергея Багапша как «криминальную».
В итоге за последнюю неделю цены на основные продукты в Абхазии возросли в два раза. Крестьяне не могли вывезти за пределы республики мандарины — основной источник доходов большинства жителей Абхазии.
Первый раз Хаджимба и Багапш согласились идти на новые выборы в одной связке вечером 5 декабря. Этот компромисс был столь неожиданным для их сторонников, что чуть не стал началом вооруженной конфронтации. И Хаджимба, и Багапш по возвращению в свои штабы услышали много нелицеприятных слов.
«Меня спрашивали мои сторонники: сколько мне заплатили денег, чтобы я пошел на уступки? Я понимаю, что это были эмоциональные упреки. Главная причина, почему я пошел на компромисс - я не собираюсь приходить к власти, пролив кровь, и в дальнейшем быть президентом разделенного народа. Мы - одна нация, и нам надо строить это государство сообща», - заявил Сергей Багапш на стихийном митинге своих сторонников.
Когда Рауль Хаджимба возвратился в свой штаб, охране пришлось защищать его от разъяренной толпы избирателей.
«Сегодня уже очевидно, что никому верить нельзя, - с горечью сказал в тот день Владимир Начач-оглы, сопредседатель движения ветеранов «Амцахара». - Сергей Багапш слишком доверчив, его обманывают российские силовики и Ардзинба, а он им верит. Они делают все возможное, чтобы инаугурация не состоялась в намеченные сроки. Надуманным компромиссом власть пытается выиграть время, чтобы окончательно сломать дух народа. Они не дадут ему быть президентом».
В другом лагере тоже царило уныние. «Нам говорили, что лидеры оппозиции - ставленники Запада и Тбилиси, а теперь выходит, что с ними надо объединяться. И сейчас не пойму, зачем весь этот цирк нам был нужен?!» - возмущается пожилая женщина, сторонница Хаджимба.
6 декабря в разных частях Сухума прогремело пять взрывов. Обошлось без жертв, однако ситуация в городе стала реально угрожать вылиться гражданской войной. На улицах появилось множество одетых в военную форму мужчин. Закрылись все административные учреждения и школы.
«На крышу нашего дома взобрались несколько человек в камуфлированной форме с пулеметом и снайперскими винтовками. Я испугалась и позвонила в милицию, а там мне сообщили, что ничего не могут сделать», - жалуется жительница одного из многоэтажных домов в центре Сухума Ирина Поспелова.
Выполнение соглашения чуть было не сорвалось из-за спора между двумя лагерями относительно сроков проведения новых выборов. В конечном итоге дата была согласована — 9 января.
Международное сообщество не считает действительными результаты выборов в Абхазии, которая не признается суверенным государством. Однако в то же самое время все хотели бы видеть во главе республики законно избранного лидера.
Но многие детали компромисса по-прежнему предстоит обговорить.
Бывший министр внутренних дел Александр Анкваб в случае общей победы Багапша и Хаджимба имеет все шансы стать премьер-министром Абхазии. Напомним, что Анкваб с большим успехом участвовал в предвыборной гонке прежде, чем ему было отказано в праве баллотироваться на пост президента, после чего он заявил о своей поддержке Багапшу.
Багапш также заявил. что высокий пост в любой новой администрации получит и историк Станислав Лакоба, который входит в его ближайшее окружение.
В настоящее время парламент готовится начать обсуждение конституционных изменений по поводу роли вице-президента. До сих пор этот пост в большой мере являлся номинальным. Можно предположить, что планируется расширение функций вице-президента, в число которых будет включен контроль над силовыми структурами.
Молодая девушка тихо плакала на площади у штаба Багапша, пока Сергей Бабурин разъяснял многочисленным сторонникам оппозиции детали соглашения. «Мы пытались убить в себе раба, но, похоже, лишь немного его придушили», - сказала она.
На следующей неделе Сергей Багапш вылетает в Москву, где, по его словам, «на самом высоком уровне» будет обсуждать вопросы, связанные с дальнейшим развитием событий в Абхазии.
Инал Хашиг
Опубликовано 10 декабря 2004 года