16:52 / 11.12.2004Двупрезидентщина

Исход президентских выборов в Абхазии и на Украине пока не ясен. Ясна реакция населения на российскую политику - отторжение, все, что можно было сделать для поражения кандидатов, которым благоволила Москва, - сделано ее руками.

"Знаешь, почему запретили мандарины? - спрашивает меня пожилой абхаз. - Они же цвета Ющенко". Граница с Абхазией. Недавно Россия объявила о запрете на провоз мандаринов на свою территорию. Тем не менее по обе стороны реки Псоу идет торговля оранжевыми плодами. Сочинские таможенники радостно оживлены.

Привет, Аджария!

Суббота. Сухуми. Два дня до инаугурации Сергея Багапша. Оппозиция готовится провести ее. Сторонники Рауля Хаджимбы - сорвать.

Вообразите картину, представшую передо мной на въезде в абхазскую столицу. Группа спортсменов, судя по физиономиям, иностранцев, в неприлично коротких трусах трусит под проливным дождем.

Подумать только: я ехал почти на войну, а они в трусах.

- Ооновцы, шпионы, - пояснил знакомый таксист, сторонник Хаджимбы. - Мы им сколько раз говорили: ну, бегайте вы по берегу моря. Нет, они от нашего штаба к багапшевскому маршрут проложили. Ну и пусть, все равно ничего не поймут.

Истинная правда. Чтобы что-нибудь понять про Абхазию, нужно по крайней мере здесь родиться. Впрочем, тоже не гарантия.

Например, Владимир Колесников, замгенпрокурора России. И родился в Гудауте, и вырос. А толку?

За три дня до выборов президента он приехал в Абхазию на день Победы, 30 сентября. Выступил перед сухумцами. Сказал, что поддерживать надо Хаджимбу, иначе границу закроют, введут экономическую блокаду, перестанут платить российские пенсии. В общем, наобещал много страшного. Потом говорил певец Газманов. Начал он с приветствия в адрес народа Аджарии.

В Абхазии считают, что эти и прочие в том же духе выступления гостей из России изрядно добавили голосов Сергею Багапшу.

Накануне планировавшейся инаугурации Багапша Владимир Колесников снова приехал в Абхазию - разруливать ситуацию в качестве посредника.

Сторонники Багапша, уже зная о симпатиях московского гостя, в таком качестве его воспринимать не захотели. Вернее так: захотели
не сразу.

Спросили его: "Вы, собственно, какие структуры здесь представляете?"

"Я, собственно, замгенпрокурора, но сейчас в законном отпуске", - ответил он.

"Вот и отдыхайте", - вежливо сказали ему.

Из жизни отдыхающих

Удивительно, но в Сухуми, кроме замгенпрокурора, отдыхает довольно много российских туристов. В основном это военные и их семьи. Отдыхающие из санатория РВСН в отсутствии иных забав ходят на митинги.

Большинство - к хаджимбистам. Насмотревшись российского ТВ, подполковничьи жены решили, что Багапш, если станет президентом, присоединит Абхазию к Грузии. Тогда конец отдыху в дешевых субтропиках.

Это, конечно, чушь. Тот, кто в Абхазии заявляет о своей прогрузинской позиции, рискует стать не столько политическим трупом, сколько вполне физическим. Поэтому обвинения в адрес Багапша для всех абхазов выглядят пустыми.

Воскресенье, утро. Буколическая картинка. На пирсе человек в камуфляже удит рыбу. Подхожу ближе. Мама родная! Вместо удочки у него винтовка. Просто прицепил к стволу леску и ждет свою барабульку.

- А вы по-другому винтовку использовать не пробовали?

- По-другому у нас нельзя. Если ты абхаз и выпускаешь три пули в толпу абхазов, две из них попадают в твоих родственников, а одна - в твоего соседа.

Алхас знает, что говорит. Он был свидетелем недавней трагедии, постигшей Абхазию, - смерти правозащитницы Тамары Шакрыл.

Тем ноябрьским днем сторонники Сергея Багапша брали приступом Дом правительства. Тамара Шакрыл встала на их пути. Алхас утверждает, что охрана начала стрелять вверх из пулеметов и автоматов, чтобы отогнать толпу. Пуля срикошетила в правозащитницу.

В пятидесятых она написала письмо Сталину о дискриминации абхазов. Сталин ее не убил. Убила абхазская пуля.

Впрочем, у хаджимбистов есть своя версия. Они говорят, что люди Багапша были вооружены, оружие прятали под куртками. И пуля, прервавшая жизнь Тамары Шакрыл, была пистолетная.

Выяснить правду трудно. Следствие ведется, но следователи, как и Абхазия, разделены на два лагеря. Портрет погибшей в траурной рамке - пусть даже в виде наглядной агитации - висит в штабе Хаджимбы. А в штабе Багапша не висит.

Наглядной агитации на улицах почти не осталось. Кое-где сохранились фрагменты плакатов, когда-то изображавших непринужденно беседующих Владимира Путина и Рауля Хаджимбу. Хаджимба везде содран вчистую, Путин изувечен гвоздем.

Еще месяц назад огромные билл-борды из плотной ткани с тем же содержанием можно было встретить на каждом шагу.

Один такой плакат обнаруживаю во дворе знакомого, сторонника Хаджимбы.

- Вы его зачем сняли, чтобы противники не измывались?

- Чтобы палатку сделать и русским туристам давать летом напрокат.

В ресторане "Кавказ" гуляет компания хаджимбистов. Неожиданно и шумно в зал вваливается группа в камуфляже. Охрана из штаба Багапша.

- Наши братья пришли, - кричит компания.

Хаджимбисты освобождают место для пришедших. Все обнимаются. Курят в кулак. Привычка с войны.
Как воевали, так теперь выпивают - повзводно. Командир, он же тамада, произносит тосты. Любопытно, на что они пьют?

- Знаешь, сколько официально стоит получить российское гражданство? Семьсот рублей. Откуда у меня такие деньги, - говорит подсевший ко мне чеченец-резервист. И заказывает еще литр "Лыхны".

Резервисты расходятся на позиции. Скоро, возможно, придется друг в друга стрелять.

Понедельник. Раннее утро. Сухуми сотрясают четыре взрыва. Неужели началось? Выясняется, что заряды были заложены и приведены в действие недалеко от комплекса правительственных зданий, где сторонники Сергея Багапша днем собираются проводить инаугурацию. Жертв нет.

"Нас всех подставили"

Штаб Хаджимбы.

- Там наши друзья, мы вместе воевали, - говорит молодая женщина, кивая в сторону штаба Багапша. Ее все здесь зовут Аннушкой. Она машинально поглаживает штык-нож, торчащий из ридикюля. За плечами у нее "калашников", только что выдали.

- Сможете разобрать-собрать за минуту?

- За минуту смогу три рожка выпустить.

Поди разбери, что она имеет в виду. Никто ни в кого стрелять не собирается, но каждый готов. Тут главное не перепутать, в каком штабе ты сейчас находишься. Господи, помоги не переврать эти несклоняемые абхазские фамилии. Сделай так, чтобы в штабе Багапша я не назвал Хаджимбу лидером оппозиции. И наоборот.

- Скажите, - спрашиваю я мощного дядьку в милицейских брюках, - а, правда, что Хаджапш...

Господи, за что ты покинул меня в трудный час.
Оказывается, не покинул.

- Ай, молодец, - говорит дядька.

Минуту назад объявили, что непримиримые оппоненты пойдут на повторные выборы. И это только полбеды. Пойдут дуэтом.

Багапш - в президенты, а Хаджимба - в вице-президенты.

По местному ТВ передают комментарий Сергея Багапша, заявившего, что полномочия его и Хаджимбы в случае их общего успеха на повторных выборах будут практически одинаковыми.

Тут же толпа рождает анекдот: "По четным числам у нас президентом будет Багапш, по нечетным - Хаджимба".

Многие сторонники обоих кандидатов, услышав об объединении, в выражениях стесняться перестали. "Нас всех подставили" - самое приличное из них.

- Как я, говорившая зрителям, что Багапш - человек Саакашвили, буду теперь делать свои сюжеты?! - возмущается тележурналистка Эмма Ходжава.

Эсма Аршба еще месяц назад разве что не молилась на Рауля Хаджимбу. Теперь говорит, убью.

- Это она по-родственному, - успокаивают меня ее сослуживцы. - А там кто знает?

Мы гоним с Эсмой на измученных абхазскими дорогами "Жигулях" из Сухуми в Новый Афон. Дорога перекрыта, но нас пропускают. Постовые отдают автомобилю честь: едет полковник, кавалер ордена Леона. В войну она командовала крупным разведотрядом.

От войны у Эсмы остались три тяжелых ранения и танк, который она со своими разведчиками отбила у грузин. Президент Ардзинба присвоил танку первый номер и принародно подарил его Эсме. Танк, между прочим, на ходу. Удивительная штука. И в одном, и в другом штабе про лидеров соперников говорят похожее: порядочный человек. И добавляют жалостливо: только деньгами замазан. В одном случае - русскими, в другом - грузинскими.

Отпускник Колесников так прямо и спросил по местному ТВ: "А кто деньги будет возвращать?" Конкретизировать не стал, но люди поняли: "...деньги, вложенные в Хаджимбу".

В середине дня по толпе багапшистов пополз слух, что инаугурация все-таки состоится. И точно: сообщили, что стороны не смогли договориться о дате повторных выборов.

Хаджимбисты начали свинчивать номера на машинах и вооружать всех подряд.

Но обошлось, к счастью, без крови. Вечером переговоры закончились. Под примирительной бумагой, кроме прочих, стоит подпись Владислава Ардзинбы.

В результате постановили так: идти на повторные выборы парой, провести их до 13 января. Между тем абхазам в это время будет, чем заняться помимо выборов - отмечать Хичхуаму. По-нашему, старый Новый год, но с языческими отступлениями: надо резать козлов и петухов.

- Вот мы и зарежем. В избирательных бюллетенях, - говорят люди.

Третьим будешь?

Заключение союза между Багапшем и Хаджимбой позволило избежать гражданской войны. Но этот союз еще и дискредитировал их обоих в глазах сторонников.
Судя по настроениям избирателей, они либо не пойдут голосовать, либо проголосуют за третьего кандидата.

Кто будет третьим, пока неясно. Многие в Сухуми полагают, что в этот раз Россия поставит на пару: Нодар Хашба, премьер-министр, и Сергей Шамба - занял третье место на прошедших выборах.

Загвоздка, правда, в том, что Хашба не имеет права баллотироваться в президенты, поскольку не проживал в республике последние пять лет, как предписывает закон.

Но разве это препятствие для таких серьезных людей, которым что Абхазия, что Аджария - один черт?

После подписания соглашения Хаджимба и Багапш обменялись нежными поцелуями.

Я спросил у Сергея Багапша об испытанных им ощущениях.

- Объединение с Хаджимбой - это жертва с вашей стороны?

- Жертва.

- На вас давили?

- Россия показала серьезность своих намерений, устроив мандариновую блокаду. Представьте, я - президент. Пенсий нет, экономические связи с Россией порваны. Через три месяца люди стали бы голодать и вынесли бы меня из моего кабинета навсегда.

Вторник. Заседает комиссия по разблокированию правительственных зданий. На улицах Сухуми спокойно.

- Вон, видишь, мужик в банк заходит. Наверное, деньги получать за заложников. - Эсма Аршба кивает головой в сторону двух не очень опрятных абхазов.

- Следствие против него сколько раз возбуждали. Но как его посадишь, он же сын... (Называет фамилию высокопоставленного абхазского чиновника.)

Выясняется, что на счету "банды неопрятных" множество похищенных жителей республики.

- А что же кандидаты в президенты, они ведь столько лет во власти?

- То-то и оно.

День спустя. Пересекаю границу в обратном направлении. Только что объявили: Россия снимает экономические санкции. Таможенники с тоской наблюдают, как в зоне досмотра пожилой абхаз склеивает скотчем российский паспорт, разорванный в сердцах после объявления мандариновой блокады.

Игорь Найденов

Опубликовано 10 декабря 2004 года

Автор: