Во Владикавказе начался судебный процесс над корреспондентом радио "Свобода" Юрием Багровым, обвиняемым в незаконном получении российского гражданства. Постановление суда, на основании которого в прошлом году журналист получил паспорт гражданина России, следствие, не проведя даже соответствующей экспертизы, объявило фальшивым. Такое развитие событий сам обвиняемый склонен считать прямым следствием своей профессиональной деятельности и объективного освещения им ситуации на Северном Кавказе.
9 декабря в Иристонском районном суде Владикавказа началось слушание по делу корреспондента радио "Свобода" на Северном Кавказе Юрия Багрова, который обвиняется по статье 327 часть 3 УК РФ в использовании заведомо подложного документа с целью получения российского гражданства. "Подложным документом" следствие называет постановление Советского районного суда о получении гражданства, выданное Юрию Багрову в 2003 году. Тогда при смене паспорта старого образца, полученного еще в советском Тбилиси, на новый Багров узнал, что не является гражданином России, и обратился в суд. Судья признал право журналиста на получение гражданства и выдал соответствующее постановление, по которому в паспортно-визовой службе Багров получил паспорт гражданина России. "У меня были все основания для того, чтобы в установленном законом порядке стать гражданином Российской Федерации и получить паспорт, - рассказал Юрий Багров ГАЗЕТЕ. - Я проживал на территории Российской Федерации с 1992 года, обучался здесь в высшем учебном заведении, имею квартиру на территории Северной Осетии. Использовать заведомо подложный документ для получения паспорта гражданина Российской Федерации у меня просто-напросто не было необходимости". После получения нового паспорта по решению суда и прописки в Северной Осетии Багров считал проблему с получением гражданства исчерпанной.
Однако минувшим летом у журналиста вновь начались неприятности.
По словам Багрова, как-то раз к нему в квартиру "пришли человек 10 в штатском, которые представились сотрудниками УФСБ и предъявили постановление суда на обыск". "На мой вопрос, что ищут, мне объяснили, что их интересуют предметы, используемые для подделки официальных документов, оружие, боеприпасы и наркотики, - рассказал Багров. - При этом один пробовал на вкус муку на кухне, другой ковырялся в коробке с нижним бельем, а третий заглядывал под матрас". После обыска в квартире у Багрова забрали документы, компьютер, все записные книжки, диктофон с кассетами, видеокассеты и даже дневник его супруги. Постановление о возбуждении уголовного дела Багровым было получено только 7 октября, тогда как реально оно было возбуждено 17 сентября. Как рассказал ГАЗЕТЕ адвокат журналиста Александр Дзилихов, "на протяжении более чем месяца мой подзащитный не знал о том, что он является подозреваемым по данному делу, и не знал, в чем он подозревается".
Вчера во Владикавказе начался открытый процесс по делу Багрова, на который, однако, не пустили журналистов, потребовав от них предъявить при входе повестки, которых у них и быть не могло (повестки выписываются только свидетелям и обвиняемым, а на открытый процесс имеет право пройти любой гражданин. - ГАЗЕТА). Коллега Багрова, спецкор радио "Свобода" Олег Кусов, который специально приехал для освещения процесса, попытался убедить приставов, что они нарушают закон, не пропуская его в зал суда. "Вы понимаете, что грубо нарушаете закон?" - обратился он к приставу. "Тебе же сказали, что без повестки не пропустим". - "А почему вы мне тыкаете?" - "Хочу и тыкаю!" - "Мне надо пройти на процесс!" - "Мне сказали не пускать!" - "Кто сказал?" После того как пристав проговорился о том, что дело не в повестке, а в некоем особом распоряжении, он, ударив Кусова в грудь, вытеснил его из здания и захлопнул дверь суда. На заседании, которое прошло при практически пустом зале, были опрошены свидетели обвинения. Начальник отдела паспортной службы ОВД Иристонского округа Роза Цомартова подтвердила, что в прошлом году Багров получил паспорт по решению суда, которое не вызывало никаких сомнений. Другой свидетель со стороны обвинения - секретарь суда Сабанова заявила, что, на ее взгляд, подпись судьи и печать на решении поддельные: дескать, документ составлен не в стиле судьи Авдана Кабалоева, который подписывал постановление суда. На вопрос адвоката, каков же его стиль, секретарь ответила, что "он не печатает крупно". В ответ адвокат Дзилихов представил ходатайство о проведении независимой технической и графологической экспертизы, что, по его мнению, позволит "получить неопровержимые доказательства подлинности документа". Однако в проведении экспертизы защите было отказано. "Это беспредел", - с такими словами вышел из здания суда после первого заседания адвокат Дзилихов, тут же заявивший, что теперь он не сомневается в вынесении обвинительного приговора (если так и случится, то Юрию Багрову может грозить полгода лишения свободы). "Я первый раз проигрываю дело, имея на руках неопровержимые доказательства невиновности моего подзащитного", - заявил адвокат. Сам же Багров уверен в том, что предвзятое отношение суда связано с его профессиональной деятельностью. "Я писал на такие темы, которые не могли освещать местные журналисты: о коррупции органов власти, продаже солдат на хозработы, о контрабанде в Южную Осетию, о причастности сотрудников ФСБ к исчезновению людей в Ингушетии", - заявил журналист ГАЗЕТЕ.
Алик Ростовский
Опубликовано 9 декабря 2004 года