Жительница Беслана Тамара Никитична Арутюнова в ноябре, как обычно, ждала пенсии - одну тысячу пятьсот рублей. Почтальонша Маша пришла, как положено, 12 ноября, только как- то замялась у порога.
- Тамара, а ты знаешь, тебя в списках нет. Начальница говорит: из Ставрополя бумага пришла о твоей смерти.
Тамара Арутюнова родилась в мае 1941 года в Беслане. Окончила ту самую 1- ю школу. Работала в Баку. Родила двух дочерей. А в ужасном 1988 году, когда случился исход армян из Азербайджана, Тамара Никитична спасла свою семью - вывезла мужа, дочерей и зятьев в Ставрополье.
Увы, отношения в семье не сложились, и после тридцати лет совместной жизни Тамара Никитична развелась с мужем и одна вернулась на родину - в Беслан. Во время трагических событий 1-3 сентября в 1-й школе погибла ее единственная жившая здесь родственница вместе с дочерью и двумя внуками.
И вот несколько дней назад - звонок из Беслана:
- Помогите: меня признали умершей и лишили пенсии!
Соответствующий документ пришел из управления Пенсионного фонда по Ставропольскому краю. Звоню, мне вежливо разъясняют, что документ о смерти Арутюновой Т.Н получили из загса. Загс кивает на районный суд. Сотрудники судебной канцелярии сообщили: по заявлению родственников Тамару Никитичну Арутюнову признали умершей.
- Пусть пишет заявление на имя председателя суда. Мы поступили по закону: ее давно не видели родственники.
- Это неправда. Она же в мае приезжала в Ставрополь, переоформляла пенсию, получила страховой медицинский полис... Да в конце концов ее провожала в Беслан родная дочь...
Несколько дней назад Тамара Никитична Арутюнова написала заявление в суд Промышленного района г. Ставрополя, чтобы признали незаконным решение суда о ее смерти.
Интересно, сколько нужно времени, чтобы "оживить" по суду живого человека, кому и зачем понадобилось его по суду заживо хоронить? Этот вопрос я бы задал детям Тамары Никитичны и судье, вынесшему вердикт о ее смерти. Но телефоны детей молчат.
А написал я обо всем этом, чтобы спасти Тамару Никитичну. Сколько таких примеров, когда человека сначала признают по суду умершим, а потом он действительно бесследно исчезает.
Вячеслав Измайлов
Опубликовано 6 декабря 2004 года