"В Абхазии имел место стратегический просчет республиканского законодательства, который не спрогнозировал ситуацию в республике", - заявил вчера, 1 декабря, на пресс-конференции в столице Абхазии начальник правового управления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимир Козьмин.
По его словам, "традиционно выборы в Абхазии на должность президента проводились на безальтернативной основе, и это не имело какого-либо решающего значения, поскольку был один кандидат и не с кем спорить и конфликтовать, а тут первые альтернативные президентские выборы". "Закон предусматривает "за", "против", "против всех" и "недействительные бюллетени", однако в нем ни словом не сказано о том, что цифры и столбики должны быть выверены, проверены, одним словом, достоверными", - сказал российский юрист. Возможно, отсутствие этих соответствующих регламентов, по мнению Козьмина, и послужило основой тому, что протокол Центральной избирательной комиссии вобрал ошибки нижестоящих комиссий.
При этом Козьмин отметил, что "не намерен давать политических оценок". "Традиционно мы изучаем опыт проведения всех крупных кампаний, проходящих в мире, в том числе делался и анализ результатов прошедших в США выборов, - сказал российский юрист. - Что касается опыта Абхазии, то здесь ничего экстраординарного нет, но в сравнении со всеми изученными системами стоит вопрос о легитимности результатов выборов, поскольку все избирательные процедуры и с правовой, и с организационной точки зрения не являются убедительными". Суд, по словам Козьмина, не увидел ничего в том, что в ЦИК поступили от окружных комиссий неподписанные протоколы, и, тем не менее, не исключил из счета цифры из этих протоколов.
"Любая избирательная комиссия, работая с протоколами и бюллетенями, действует не как политический орган, а в режиме арифметики. От избирательной комиссии больше ничего не требуется", - сказал Владимир Козьмин. В качестве примера он привел протокол N10, в преамбуле которого говорится о том, что решение принято "в связи со сложившейся социально-политической обстановкой в республике...". "Какое доверие к такому документу ЦИК, если избирательная комиссия превращается в политический, а не избирательный орган! 10-й протокол содержит в одном из пунктов какой-то правовой шантаж", - констатировал Козьмин ситуацию с подсчетом голосов в Абхазии. По его словам, "получилось, что и последующий протокол, уже содержащий другие цифры, связан с этим протоколом".
Что касается деятельности Верховного суда Абхазии, то, "суд рассматривает жалобы на решения и действия избирательных органов, а определять победителя - дело избирательного органа". По словам Козьмина, "суд организовал какую-то процедуру своего внутреннего пересчета голосов, и в судебном решении встретились цифры, ни одна из которых не повторяет цифры протоколов, притом что протокол судом не отменен". "Только избирательная комиссия может пересчитать голоса в установленной процедуре. Если в ходе судебного разбирательства участники суда или судья пришли к выводу, что там есть ошибка, то суд не может ее исправить, но может признать действия по составлению документа ЦИК незаконными, а протокол недействительным и обязать избирательный округ осуществить пересчет", - считает Козьмин.
По словам Козьмина, ЦИК Абхазии должна была собраться и реализовать волю суда, вместо этого существуют два неотмененных и взаимоисключающих протокола, "по первому протоколу требуется повторное голосование по двум кандидатам, а по второму протоколу объявлен победитель, притом что он не дотягивает при пересчете этих столбцов до 50%". Козьмин отметил, Закон "О выборах президента Республики Абхазия" устанавливает, что решение об итогах выборов является окончательным и обжалованию не подлежит. По словам Козьмина, "этот постулат неконституционный, потому что право на судебную защиту не может ограничиться таким путем".
"Сегодня действует не отмененный никем указ президента Республики Абхазия о повторных выборах. В этом указе президент констатирует, что возникший избирательный спор не был разрешен надлежащим образом. Там указывается, что суд вышел за рамки установленных законом сроков", - отметил Козьмин. "Президент посчитал для себя возможным использовать свой конституционный статус главы республики и принял решение о проведении повторных выборов. При этом он не взял на себя несвойственных ему функций назначения этих выборов, а предложено это сделать тому органу, который должен этим заниматься, т.е. повторными выборами занимается везде ЦИК. Вот правовой выход", - подчеркнул начальника правового управления ЦИК России Владимир Козьмин.