12:12 / 01.12.2004Владислав Ардзинба

Президент Абхазии Владислав Ардзинба в последние годы практически не шел на контакт со СМИ из-за болезни. Даже его обращения к абхазскому народу передавались по радио и телевидению. Г-н Ардзинба нарушил эту традицию, комментируя ситуацию в Абхазии в эксклюзивном интервью "Новым Известиям".

- Почему в Абхазии стал возможен захват ТВ и правительственных зданий сторонниками кандидата в президенты Сергея Багапша, который МИД РФ оценил как "ползучий путч"?

- В Абхазии достаточно здравомыслящих сил, которые верны долгу чести, своей присяге, - они были способны не допустить захвата телевидения и правительственных зданий. Однако мы должны постоянно помнить, что с другой стороны - тоже наши братья, родственники, друзья. Мы не имеем права переступать черты, за которой гражданская война. Во время захвата здания администрации президента погибла правозащитница и выдающийся ученый Тамара Шакрыл, пытавшаяся остановить путчистов. Она - символ многолетней национально-освободительной борьбы нашего народа. Хочется верить, что народ услышит это предупреждение свыше и не допустит кровопролития. Я верю, что раскол будет кратковременным. Чтобы преодолеть его, необходим диалог и поиск компромисса. Все мы надеемся, что Россия сыграет в этом важную роль.

- Насколько решение ЦИК о том, что выборы состоялись, а новым президентом избран Багапш, юридически состоятельно?

- ЦИК Абхазии под вооруженным давлением сторонников Багапша приняла два абсурдных, незаконных и взаимоисключающих решения (первым решением ЦИК признала выборы несостоявшимися, вторым, принятым через несколько часов, - состоявшимися. - "НИ"). Следует отметить, что ЦИК вообще не имела права принимать два решения по итогам выборов. Более того, в самих протоколах ЦИК указано, что решения приняты в целях разрядки сложной политической ситуации. Однако ЦИК - не политический орган и при принятии решений должна руководствоваться исключительно законом. После этого Верховный суд также не смог вынести решения в установленные сроки, более того, определить, какой вердикт вынесла судебная власть, было совершенно невозможно. Именно поэтому я был вынужден подписать Указ о повторных выборах, так как, согласно конституции, президент Республики Абхазия является гарантом конституционного строя и прав граждан.

- Ситуация в Абхазии производит неоднозначное впечатление. Как вы считаете, Владислав Григорьевич, - это чья-то интрига или закономерное развитие событий?

- То, что Абхазия долгие годы находилась в изоляции, под гнетом разного рода санкций - все это не могло не сказаться на экономической и социальной сфере, а также на правоохранительной и административной системе. Чтобы снять социальную напряженность, было нужно время, но именно его-то у нас и не было. Не было, потому что санкции были отменены совсем недавно (имеется в виду экономическая и железнодорожная блокада со стороны России. - "НИ"). Мы только подошли к решению всех этих сложных проблем. Увы, за время изоляции в Абхазии успели сформироваться достаточно мощные оппозиционные группировки, претендующие на власть и на контроль над экономикой. Этими обстоятельствами воспользовались внешние силы, цель которых - вытеснить из региона Россию. В комплексе все это и привело к кризису. Подобных примеров в новейшей истории много - это и Югославия, и Грузия. Очень много общего и с ситуацией на Украине. Очевидно, в разных регионах используется одна и та же политическая технология.

- Почему вы выбрали своим приемником Рауля Хаджимбу?

- Для меня приоритет - преемственность курса на независимость Абхазии и укрепление связей с Россией. Это главная гарантия сохранения нашего народа, обеспечения его безопасности. Мой выбор был продиктован именно тем, что только Хаджимба в наибольшей степени мог обеспечить эту линию.

- Оппозиция завоевала популярность, обещая, что с ее приходом многое изменится к лучшему. Эти люди когда-то были у власти. Почему же они не сделали этого раньше?

- Я не снимаю своей ответственности за то, что в нашем обществе сформировалась такая политическая элита. Боюсь, что ее поведение определяют деньги. Мне смешно, когда я вижу чиновников, которые вдруг прозрели и перешли на сторону оппозиции. Думаю, что и для оппозиции это не самое ценное приобретение.

- Но почему же многие из тех, кого вы привели в политику, стали вашими врагами?

- Если бы я не был историком, я бы, возможно, искал другие причины. Но я хорошо знаю, что вся история политики - это череда предательств. Могу сказать, что мое бывшее окружение не исключение.

- Как сегодняшняя ситуация может сказаться на международном имидже Абхазии? Чего добилась, с вашей точки зрения, Абхазия за 12 лет независимости и что она может потерять?

- В последние годы благодаря укреплению и расширению связей с Россией перед Абхазией стали открываться серьезные перспективы. И если бы мы воспользовались этим, можно было бы говорить, что процесс построения независимого государства стал необратимым. Главное, чего нам удалось добиться, это того, что за Абхазией был признан статус стороны в конфликте и в этом качестве она является субъектом международного права. По существу, Абхазия де-факто прошла этап признания. Были сформированы и стабильно действовали институты государственной власти. В частности, была сформирована достаточно надежная система сохранения мира, стержневым элементом которой являются российские миротворцы. То, что происходит сейчас, лишает Абхазию привлекательности для зарубежных инвесторов, подрывает экономику, внешнеэкономические связи. Тем не менее я уверен, что для катастрофического раскола общества нет серьезной базы.

Справка "НИ"

Владислав Ардзинба родился в 1945 году в селе Эшера под Сухуми. Окончил Сухумский педагогический институт. По специальности историк. С 1969 по 1987 год жил в Москве, в Институте востоковедения АН СССР защитил кандидатскую и докторскую диссертации по истории и культуре народов древней Малой Азии. В 1987-м Ардзинба вернулся в Сухуми и стал директором Абхазского института языка, литературы и истории. С 1989-го по 1991-й - народный депутат, член Верховного совета СССР. В 1990 году избран председателем Верховного совета Абхазии, провозгласившего курс на отделение от Грузии. После грузино-абхазской войны 1992-1993 годов избран президентом Абхазии (в октябре 1994-го). Инициировал восстановление конституции Абхазской Советской Республики 1925 года, провозглашавшей суверенитет Абхазии. В 1999 году был переизбран на новый срок, набрав 99,9 % голосов. 
 
Иосиф Ацанов

Опубликовано 1 декабря 2004 года

Автор: