"Дальше так продолжаться не может. Мы должны хотя бы попытаться спасти себя сами. После такого унижения нация может выжить, только очистившись, или она обречена на самоуничтожение". После бесланской трагедии эта мысль объединила десятки жителей Северной Осетии, не намеренных больше доверять властям, допустившим гибель сотен людей. Понимая, что "милиция давно защищает только себя и власть предержащих", люди создали противостоящую им тайную организацию. Не найдя примеров для подражания в национальной истории, организаторы общества обратились к истории американской, решив назвать себя "Осетинским куклукскланом". Впервые об учреждении этой организации ГАЗЕТА сообщила 12 октября. Теперь нашему корреспонденту удалось встретиться с ее активистами.
"Расизм к нам никакого отношения не имеет, среди нас есть и греки, и русские, и украинцы, - рассказывает ГАЗЕТЕ Алан, стоявший у истоков создания организации. - А "куклуксклан" - это потому, что нам тоже придется быть кланом невидимых. Нас вовсе не влечет романтика революционного подполья, но таковы сегодняшние реалии". Исходя из этих реалий "куклуксклановцы" не доверяют никому, кто имеет отношение к власти, включая журналистов. ГАЗЕТЕ с огромным трудом удалось добиться встречи с несколькими представителями организации, согласившимися озвучить свою программу на условиях анонимности. "Куклуксклановцы" считают, что в бесланской трагедии виноват каждый житель Северной Осетии в равной степени - будь то сапожник или дипломат. "Виноватых надо искать в первую очередь дома перед зеркалом, а не на площади перед зданием правительства, - говорит Алан. - Каждый из нас знал, что в результате повлекло трагедию, - о бездействии милиции, о взяточничестве на постах ГАИ, о том, что во власти у нас люди, не способные брать на себя ответственность. Знали и молчали. Больше молчать нельзя. Пора очистить нацию от ублюдков разных мастей. Пора определяться, на какой ты стороне - добра или зла. Молчание - это зло".
Главная цель "Осетинского куклуксклана" - привлечь внимание общества и власти к взяточникам и коррупционерам, не дать им существовать комфортно.
При этом ни о каких радикальных действиях нет речи. В качестве главного оружия выбран не булыжник и не порох, а всего лишь смола и перья, в которых активисты организации намерены обваливать чиновников, не признающих закона. "Потому что в нашу организацию входят законопослушные граждане, - поясняет Алан, уточняя порядок своих действий: - Если милиционер не знает, где живет наркоторговец, мы ему покажем. Если начальник не понимает, что его подчиненный берет взятки, мы ему объясним. Если, зная обо всем, они ничего не сделают, значит, из-за таких, как они, и в следующий раз будут погибать наши дети - от наркомании, безработицы - не обязательно даже от рук террористов. Люди имеют право знать потенциальных убийц своих детей в лицо, и мы их покажем - пусть знают соседи, родственники, друзья".
Члены "Осетинского куклуксклана" не производят впечатления людей неуравновешенных - в большинстве своем они имеют высшее образование и твердые политические взгляды. Среди них нет общественных деятелей, они не стремятся к известности - просто они, по их признанию, не могут больше оставаться в стороне от происходящих в республике событий. Складывается ощущение, что организация родилась на кухне и неожиданно для самих организаторов оказалась жизнеспособной. "Если не мы, то кто же?" - пели такую песню в "Орленке", - говорит 34-летний владикавказский врач. - Тогда все хотели быть "не мы", а теперь настала пора отвечать на вопрос "кто же?".
Северная Осетия - маленькая республика, где все про всех знают. Зачастую кухонные разговоры здесь правдивее любых выводов высоких комиссий и судов. "Невозможно скрыть позорный поступок - его можно только замолчать, образуя порочный круг: чем больше у человека денег, тем более он уважаем. А то, что деньги ворованные, - это запретная тема. Ну не может мэр города, который на каждом заседании парламента плачется о низких зарплатах муниципальных служащих, строить себе многоэтажные дома. Если же он это сделал, пусть на этих домах несмываемой краской будет написано, как они появились". Так рассуждают члены осетинского тайного общества.
Во владикавказской милиции считают, что максимум, что может грозить членам "куклуксклана", если они начнут претворять свою программу в жизнь, - это 15 суток за хулиганство. "Я лично не собираюсь ловить кого-то из этих ребят, - признался ГАЗЕТЕ один из сотрудников МВД. - У нас что, настоящих преступников мало? Я лучше им сам помогу". Никакого удивления не вызвало сообщение о существовании "Осетинского куклуксклана" и у юриста республиканского парламента. "Пока организация не совершила никаких противоправных действий, закон на ее стороне - ведь право граждан объединяться гарантировано государством. Поэтому она может называться хоть куклукскланом, хоть робингудом, - заявил он ГАЗЕТЕ. - Главное, чтобы не было призывов к свержению государственного строя и разжиганию межнациональной розни".
Опубликовано 8 октября 2004 года