Российское государственное телевидение совершило невозможное: оно проиграло выборы в Абхазии. Россия для Абхазии - что СССР для Кубы. Старший Брат.
Оба кандидата - бывший премьер Сергей Багапш и нынешний премьер республики Рауль Хаджимба - настроены пророссийски и антигрузински. Оба вполне встроены в существующую политическую структуру республики. России было совершенно все равно, кто победит: все равно победитель бы был самым пламенным ее союзником.
Но Багапш будет посамостоятельнее, а Хаджимба - исполнителен, смирен, бывший кагэбэшник. Этого оказалось достаточно, чтобы поддержку Кремля получил именно Хаджимба. Этого оказалось достаточно, чтобы российские телеканалы еще до начала подсчета голосов объявили, что Хаджимба набрал свыше 50%, а Багапш - 32%.
И предельно политизированные абхазцы, и без того изумленные тайными полетами Хаджимбы к Путину, плакатами Хаджимбы и Путина в обнимку и возглавленным Кобзоном десантом российских артистов в Сухуми, стали стучаться в двери избирательных участков со словами: "Мы не быдло". Стучались даже те, кто голосовал за Хаджимбу.
Несложное политическое уравнение, известное каждому абхазцу: "Грузины готовы вас вырезать", дополнилось еще одним членом: "А спесивые русские смотрят на вас, как на Усть-Урюпинск, где секретаря райкома утверждают из Москвы". Россия вытерла об Абхазию ноги и в процессе вытирания споткнулась даже не на ровном месте. А сидя в кресле.
Абхазского опыта показалось мало: российское телевидение решило принять участие в украинских выборах на стороне Януковича. Когда москали агитируют за Януковича - это как если Шамиль Басаев агитирует за кандидата в президенты России. Помогает, как водка от запоя.
Кроме этого, российское телевидение приняло участие в выборах в США. К сожалению, американские обыватели не смотрят ОРТ. А то представьте: идет где-нибудь на Аризонщине программа "Время" - первый сюжет про президента Путина и сельское хозяйство, второй - про президента Путина и маневры военно-морского флота, третий - про президента Путина и удвоение ВВП, четвертый - про президента Путина и отмену выборов губернаторов, а пятый сюжет - про то, что в Америке есть личный друг Путина, называется Джордж Буш. Тут-то они все в Аризоне и рванут голосовать за Буша.
Что из этого следует?
Первое.
За какие-то несколько месяцев от машины нашего гостелевидения окончательно отвалилась такая маленькая пимпочка, которая называется "синхронизатор реальности". ОРТ и РТР привели к власти президента Путина, потому что главным адресатом их эфиров был народ.
Теперь главный адресат - не народ, а сам Путин. Глава госканала знает, что президент Путин любит приятные новости, и спешит сообщить, что выборы в Абхазии выиграл Хаджимба. Эрнст знает, что если он не сообщит об этом, то сообщит Добродеев, и не только сообщит, но и настучит на Эрнста. Добродеев знает, что если он не сообщит об этом, то сообщит Эрнст, и не только сообщит, но и настучит на Добродеева. Словом, если они не сообщат о победе Хаджимбы, то им будет плохо. А что после сообщения будет плохо Хаджимбе - это никого не волнует. Это за пределами аппаратных игр.
Второе.
Когда синхронизатор реальности отваливается у пиарщиков, возникает нужда в новом синхронизаторе - в виде армии, полиции и ФСБ. Там, где армии и ФСБ нет - например, в Абхазии, - картинка дает сбой. Там, где армия есть, все в порядке. Вам сказали по телевизору, что на выборах в Чечне победил Алханов - первый всенародно избранный президент, чья инаугурация прошла в глубоком подполье? Вы не верите? Спросите у его пиарщиков данные социологических опросов. Свыше 80% - за Алханова. "А как вы спрашивали?" - "А мы на блокпостах поставили социологов и так и спрашивали".
Третье.
Попытка назначения Хаджимбы главой Абхазии, а Януковича - президентом Украины - это генеральная репетиция того, что ждет нас, после того как отменят выборы глав регионов.
Судите сами.
Кремль представляет парламенту Осетии кандидатуру нового президента - кого, как не Александра Дзасохова? Кто еще так верен Кремлю? На рекламу Дзасохова выделяется пара миллионов долларов из черной кассы Кремля. Деньги растаскиваются, а на оставшиеся двести долларов госканалам дают приказ: похвалить Дзасохова.
Начальство госканала, памятуя, что его утверждает в должности не народ Осетии, а президент Путин, делает замечательный репортаж о Дзасохове, в котором подчеркивается его непреклонность перед террористами и дружба с Кремлем.
После этих сюжетов осетинский парламент, как школу в Беслане, осаждает осетинское ополчение с ружьями. Испуганный парламент отказывается утвердить Дзасохова в должности.
Государственное телевидение показывает репортаж, в котором сообщает, что осетинский парламент захвачен чеченскими террористами и что на выручку ему идут войска.
Парламент, удивленный такой оценкой народного ополчения, второй раз отказывается утвердить кандидатуру Дзасохова. Согласно новому законопроекту, в случае двукратного неутверждения предложенной президентом кандидатуры президент имеет право распустить местный парламент.
Парламент распускают. Его члены выходят на улицу и присоединяются к ополчению. Государственные телеканалы показывают ликующий осетинский народ, который всем сердцем поддерживает президента Путина и приветствует русские войска, уничтожившие окопавшихся в парламенте заговорщиков...
Несомненно, это репортаж очень понравится Кремлю. Не меньше, чем репортаж о победе Хаджимбы.
Юлия Латынина
Опубликовано 7 октября 2004 года