18:16 / 10.11.2004Абхазский разлом

"Крутое пике", "самолет, вошедший в штопор" - такие характеристики общественно-политической ситуации в Абхазии последних недель можно услышать сегодня от людей, встревоженных дальнейшей судьбой нашей страны. Но если и так, то "штопор", к счастью, не обязательно заканчивается катастрофой, из него можно выйти. В нашем случае главное, что может этому помочь, - коллективный разум, в конце концов, инстинкт самосохранения народа. И, конечно, трезвый анализ обстановки.

... Многие, наверное, наши читатели помнят статью Станислава Рассадина "По Абхазии с Искандером. Неполитические заметки", опубликованную в "Новой газете" в мае с.г. и перепечатанную в N 25 "ЭА". Признайтесь, приятно было читать эти очень теплые, даже несколько восторженные строки, полные любви к Абхазии и ее людям, тем более что принадлежат они не какому-то среднестатистическому туристу, а одному из лучших и известнейших российских литературных критиков! И все же краешком сознания мы понимали, что на впечатлениях Ст. Рассадина, конечно, не могло не сказаться немало субъективных факторов; и то, что он оказался на родине своего любимого, "солнечного" писателя, и оказанный гостям, приехавшим с Искандером, радушный прием, и личности людей, с которыми критик здесь общался, в результате чего Абхазия предстала перед ним несколько идиллической, сказочной (несмотря на все пережитые ею беды и лишения) страной.

Как же далека сегодня искандеровская страна лукавых мудрецов и остроумцев, страна чегемского Большого Дома от раздираемой внутренними противоречиями и даже враждой республикой!

Картины, которые мы ныне наблюдаем в своем доме, скорее впишутся в некий роман-фантасмагорию, антиутопию. Сотня разъяренных людей, которая врывается в здание Верховного Суда и заставляет судью, угрожая ему и народному заседателю судом Линча, изменить принятое решение на прямо противоположное. Пикетчики, изо дня в день блокирующие вход в здание парламента, чтобы не допустить проведения в нем заседания депутатов... Что дальше? Мысленному взору рисуется уже такая абсурдная картина: депутат хочет проголосовать, но на нем, не давая ему поднять руку, повисают сразу двое дюжих молодцов. Вот такая "демократия"... Мы долго занимались самозаклинаниями, повторяя, что пока, слава Богу, ситуация в Абхазии развивается в рамках правового поля. Но, описанное выше, уже, к сожалению, вышло за эти рамки.

И все-таки не стоит впадать в панику, самобичевание, кликушество. Не будем смотреть на свою страну ни через розовые, ни через черные очки. Истина в том, что Абхазия, увиденная Ст. Рассадиным, все та же, она никуда не исчезла, просто повернулась к нам другой, темной своей стороной, ибо всегда в смутные времена в душах людских происходит активизация темных сил.

Скажем так; исторической судьбой, которая 11 лет назад дала нам уникальный шанс на построение собственного независимого государства, на сей раз нам послано тяжелое испытание.

Что уж говорить о маленькой, израненной войной, непризнанной мировым сообществом Абхазии, когда пять лепт назад "затрясло" после выборов даже такую мощную, с давними демократическими традициями страну, как США, когда оба главных претендента на президентское кресло набрали там почти равное количество голосов избирателей. Вот и у нас какие-то сотые доли процента голосов были призваны решить: следует ли проводить второй тур выборов или уже в первом туре победил Сергей Багапш... А тут еще постоянно присутствующий фактор внешнего врага. А тут еще правящая команда, мертвой хваткой вцепившаяся во власть и, вполне возможно, искренне уверенная, что ее уход с политической арены равнозначен гибели абхазской государственности.

Мы попали в зону политической турбулентности. Растет отчуждение между людьми. Вот типичный монолог одного моего знакомого: "Почему я на той, а не на этой стороне? Да ты посмотри на лица тех, кто там митингует! Я смотрел по телевизору - ни одного осмысленного и честного лица!" Тут я не выдержал и рассмеялся, потому что вспомнил, как на днях представитель противоположного лагеря с таким же пылом говорил мне: "Я вглядывался в участников их митинга ни одного лица, "обезображенного интеллектом"!". Когда в качестве "аргументов" используются подобные впечатления, основанные на очень субъективном восприятии окружающего мира, до истины, конечно, не докопаешься. Но это наглядное свидетельство той опасной психологической трещины, которая прошла через наше общество, в том числе даже через некоторые семьи.

Патовость сегодняшней ситуации не только в том, что исчерпаны все правовые методы решения выборного спора, (как известно, конечной инстанцией здесь является Верховный Суд), но и в том, что главный довод противников С. Багапша "Мы стоим на пороге потери нашей государственной независимости!", как было написано на одном из их транспарантов, покоится в бездоказательно-интуитивной сфере. Трудно спорить с человеком, который в ответ на просьбу привести факты в подтверждение своей позиции, говорит: "А я сердцем чувствую, что так будет". Они поверили в это и даже не допускают в свое сердце сомнений: а может быть, все то, за что они сражаются, на самом деле ограничено личными интересами узкого круга лиц.

Патовость ситуации еще и в том, что повторные выборы, Указ о которых издан ныне действующим Президентом (даже если бы все на них вдруг согласились), абсолютно не гарантируют и даже не предвещают спокойной развязки. Опыт уже показал: любые выборы, не принесшие властям желаемого результата, как и любое решение суда, будут названы ими "нечестными и несправедливыми".

Азарт противостояния способен затянуть в политический водоворот массы людей. Но надежда не потеряна, ибо все больше людей в обществе осознает, что мы напоминаем борцов, которые ее сошлись в схватке на краю пропасти.

Пока мы еще не переступили роковой черты, отделяющей "издержки демократии" от внутреннего хаоса, при котором любое, даже куда более крупное и сильное государство может стать легкой добычей государства-хищника. Пока еще не потерян тот самый дарованный судьбой исторический шанс, какой больше может и не быть.

Пока еще в нас живет вера в торжество народовластия, а не закона джунглей.

Виталий Шария

Опубликовано 9 ноября 2004 года

Автор: