20:07 / 06.11.2004Не Огайо

Русский драматический театр в Сухуми затеял постановку по пушкинским произведениям. В Абхазии сейчас президентские выборы. Поэтому афиши спектакля расклеены по городу вперемешку с агитационным материалом. Прохожему не всегда легко понять, где находятся обещаемые ему кандидаты в президенты. То ли там, где "Порядок, закон и достаток". То ли "У бездны мрачной на краю", начало в 19.00.

Хаджимбисты и багапшисты

В 19.00 на площади перед входом в комплекс правительственных зданий толпятся люди. Некоторые провели здесь целый день, другие отлучались по своим делам, а затем вернулись, третьи собираются оставаться здесь на ночь. Слоняются без видимой надобности, переходят от группы к другой, курят, разговоры разговаривают.

- Слышали, Сергей Багапш в пятый раз объявил себя президентом? А знаете почему? У него склероз.

- А у меня фейхоа такая в этом году уродилась, но продать не смогу, времени нет, здесь буду стоять, чтобы этот склеротик не прошел.

Сторонники одного из кандидатов в президенты, Рауля Хаджимбы, убеждают меня, что будут находиться на площади так долго, как это потребуется для победы.

Время от времени из здания выходит какой-нибудь чиновник с новой информацией о выборах. Его немедленно окружают плотным кольцом, образуется нечто вроде митинга.

Другой сухумский Гайд-парк в нескольких кварталах отсюда. Такие же лица, такие же движения, табачное облако над головами. И разговоры почти те же, только фамилию поменять.

- Слышали, Рауль Хаджимба что сказал: если станет президентом, снова колхозы введет, чай и табак сдавать будем по плану, как раньше.

- Мы ему уже сделали план по выборам, проиграл - пусть подвинется.

Сторонники другого кандидата, Сергея Багапша, тоже клянутся стоять и курить до победного.

Хаджимбисты, кроме прочего, заняли еще здание парламента и блокируют входы в президентский дворец.

В свою очередь, багапшисты взяли под контроль местную Гостелерадиокомпанию.

В общем, квиты.

Почта и телеграф пока никем не заняты - можно спокойно отправить письмо. Мосты не разведены. Их бы отремонтировать. Но некому и некогда.

В Сухуми все заняты президентскими выборами. Они длятся уже месяц.

Митингующие стали постоянной приметой городского ландшафта. Настолько постоянной, что горожане уже так, например, назначают встречи: "В шесть вечера около багапшевцев". Как в Москве у памятника Пушкину.

Хроническое

Выборы в Абхазии состоялись 3 октября, согласно запланированному сроку. По итогам голосования ЦИК признал победу кандидата от оппозиции - гендиректора госкомпании "Черноморэнерго" Сергея Багапша. Однако затем его противник, креатура действующего президента республики Владислава Ардзинбы, экс-премьер Рауль Хаджимба направил в Верховный суд жалобу на многочисленные нарушения, допущенные в ходе голосования, и представил документы, эти нарушения подтверждающие.

28 октября суд принял решение отклонить жалобу Рауля Хаджимбы и объявил выборы состоявшимися по всей территории республики.

Вечером того же дня в здание ВС Абхазии ворвались сторонники Рауля Хаджимбы и блокировали участников судебного заседания. По их словам, сделали они это в отместку за действия сторонников Багапша, силой вынудивших членов ЦИК проигнорировать нарушения в день выборов.

Ночью председатель ВС Георгий Акаба огласил второе решение суда - признать результаты голосования недействительными и обязать ЦИК провести повторные выборы. Позже он заявит, что это, второе, решение было принято им под давлением и угрозами. Владислав Ардзинба тем временем подписывает указ, обязывающий ЦИК назначить повторные выборы.

Как все это перевести на человеческий язык? Вот так: за месяц, прошедший со дня выборов, Абхазия раскололась на два враждующих лагеря. У каждого лагеря своя правда для себя и своя ложь для противника. Понять, где вранье, а где достоверная информация, невозможно. Похоже, в этом не способны разобраться даже сами информаторы.

- Багапшевцы избили рукояткой пистолета члена ЦИК, - говорят мне в штабе Рауля Хаджимбы.

- Это правда? - бегу я в штаб Сергея Багапша.

- Вранье. Это они сами натравили кабардинцев из президентской охраны на Верховный суд. А те не церемонились. И женщин били головой о стену, и адвокатов с нашей стороны.

Незамедлительно находятся и женщины, и адвокаты, все подтверждающие.

Только пораненного члена ЦИК и кабардинцев нигде не видно.

Так, туда и обратно, можно бегать целый день и ничего не добиться. Кто кого бил, кто кого об стенку дубасил. Какие-такие кабардинцы.

Пока никто никого, слава богу, не убивает, но все к тому идет.

Владимир Зантария, вице-премьер, журналист. Активный сторонник Рауля Хаджимбы. Скупо рассказывает - абхазские мужчины такими подробностями делятся неохотно, - как ему уже не первый день люди из противоположного лагеря угрожают расправой: над ним и его семьей. Зантария хорохорится, но бледность его выдает - очевидно, не все так безопасно.

Среди абхазов стал популярен тост: "Чтобы мне хорошо покушать на его сороковинах". Было ли когда-нибудь в Абхазии такое?

В толпе кто-то с воодушевлением рассказывает историю про пожилую пару, из дома которых ушел сын, разойдясь с родителями в политических симпатиях. Теперь родители ходят по точкам своих идейных противников в поисках сына. Хотят помириться.

Старики на знаменитой сухумской набережной по-прежнему играют в шахматы. Вот, думаю, единственное место, где нет политики. Оказывается, ничего подобного. Тот старик, что играет белыми, - за оппозицию, тот, что черными, - за действующую власть. По такому принципу подбираются пары.

В коллективе Гостелерадиокомпании тоже раскол. После ее захвата сторонниками Сергея Багапша те журналисты, кто не симпатизирует оппозиции, вынуждены были уйти. Пока в отпуск. Впрочем, многие из них продолжают работать и в отпуске: готовят новостные сюжеты для кабельных каналов Пицунды, Гудауты и других городов. Естественно, акценты расставляются иные, чем на АГТРК. Утверждается, что объективные.

Любопытный факт. Избирательные программы обоих кандидатов практически ничем не отличаются. Оба стоят на пророссийских позициях. И в той, и в другой команде есть действующие чиновники самого высокого ранга, так что разделение на оппозицию и власть весьма условно. Что же столь резко разделило жителей республики, если формальные признаки кандидатов так схожи?

Кому верить

В жалобе, направленной в Верховный суд, Рауль Хаджимба ссылается на нарушения в ходе выборов, среди прочего, и на территории Гальского района. Может быть, там поискать ответ на вопрос, кто из кандидатов правее.

Без специальной аккредитации туда лучше не ехать. Меня предупреждают: могут быть проблемы со службой безопасности республики. Забегая вперед, скажу, что ни на одном посту нас не остановили и документов не проверяли. В Гали вполне можно добраться без сопровождения на рейсовом автобусе.

В район, населенный преимущественно мегрелами и имеющий репутацию слабо контролируемого абхазской армией, мы попали без всяких приключений. Глава администрации, абхаз, неожиданно охотно стал делиться впечатлениями о прошедших выборах: все прошло гладко, без нарушений. И также неожиданно в конце разговора предупредил, что сказал только половину правды. Зато его зам, Отар Сергинава, мегрел, похоже, сказал больше.

Когда его назначали на теперешнюю должность, то настойчиво рекомендовали согласовать ее с так называемым правительством Абхазии в изгнании, которое располагается в Тбилиси. Отар отказался, ответил: мы живем по разные стороны границы, в разных государствах, и я этого делать не обязан. После чего убили его дядю и тетку, взорвали дом родственников, рабочий кабинет. Он остался в живых случайно - вышел посетителя проводить, в это время раздался взрыв.

Влияние соседней Грузии здесь чувствуется отчетливо.

Генрих Месхия из вернувшихся с той стороны Ингури беженцев, бывший сотрудник МВД. Спрашиваю его, голосовал ли он на выборах и будет ли получать паспорт гражданина Абхазии (такие паспорта начнут выдавать на следующей неделе взамен советских, образца 1974 года, и заменяющих их формы N9).

В ответ слышу почти брань и лекцию о том, что Абхазия - это территория Грузии. "Я - гражданин Грузии, и других президентов с паспортами мне не нужно".

Рядом автобус, ожидающий отправки в гальское село Конституция. Пассажиры-мегрелы почти не понимают русского. Зато по их агрессивным взглядам я понимаю, что весь битком набитый автобус, если бы мог, ответил бы мне так же.

В штабе Рауля Хаджимбы утверждают, что мегрелы голосовали по указанию грузинской стороны, которая поставила на Сергея Багапша. Очевидцы вспоминают: накануне выборов по грузинскому телевидению шла активная агитация в его пользу. В это нетрудно поверить, если иметь в виду слова, например, бывшего председателя Верховного Совета Грузии Акакия Асатиани. "Багапш борется за независимость Абхазии. Его победа нас больше устраивает, чем победа Хаджимбы, который зависит от России".

Сергей Багапш набрал в Гальском районе более 82 процентов голосов. Впрочем, его оппонентов смущает вовсе не цифра, а процедура. По их словам, в день голосования с того берега Ингури потоком хлынули беженцы. Но не для того, чтобы, как обычно, поторговать на рынке, а чтобы принять участие в выборах. Проголосовав, они тут же отправлялись обратно, на грузинский берег, в основном в Зугдиди. Хаджимбисты не сомневаются, что большинство из них являются гражданами Грузии, поскольку имеют в паспорте соответствующую отметку. А стало быть, права голосовать на выборах в Абхазии у них нет.

Вот в чем коллизия, в которой пока не разберется Верховный суд Абхазии.

* * *

И еще - об угрозе грузинского вторжения на территорию Абхазии, которое якобы готовится в связи с революционной ситуацией в республике. Министр обороны Абхазии Вячеслав Эшба заявил, что "располагает достоверной информацией о том, что в западных районах Грузии идет концентрация грузинских войск".

Капитан Серега - из российских миротворцев. Несет службу на блокпосту в 12-километровой разделительной зоне с абхазской стороны. Говорит, что, если бы на том берегу Ингури что-нибудь готовилось серьезное, у них давно бы было объявлено усиление. Кому верить: Сереге или абхазскому военачальнику?


***

Из первых рук

В начале этой недели заклятые кандидаты в президенты Абхазии Рауль Хаджимба и Сергей Багапш ездили в Москву для консультаций. Видимо, в Кремле тоже устали задавать себе вопросы, кто из них правее.

Нельзя сказать, что в Сухуми оба они вернулись в приподнятом настроении. Однако это не помешало им ответить на несколько вопросов "МН".

Сергей Багапш:

- В России поняли вашу позицию?

- Нет. Потому что они давно определились с этими выборами и со своей кандидатурой.

Я им сказал: вы вели эти выборы и проиграли, теперь хотите добиться перевыборов, которых не будет. Я думаю, что этот ход с перевыборами придуман для того, чтобы нас - меня и Хаджимбу - убрать, чтобы затем на наше место пришли новые люди. Мы этого не разрешим. Я сказал в Москве Раулю: "Или вместе, или ничего".

Встреча в Москве была организована силовыми структурами. А надо доводить вопрос до политического руководства России, которое молчит. Силовики и политики все решают по-разному, не знаю почему.

- Сумеете ли вы сдержать людей, чтобы не дошло до кровопролития?

- Мы все делаем в русле закона. Если мы не договоримся с Хаджимбой, тогда будем думать о других вариантах. Мы тоже можем блокировать, ломать и крушить, но мы этого не делаем. Еще есть вариант. Мы можем собрать всенародный сход и спросить его мнение, за кого он. Не будем мы больше спрашивать никого, что нам делать: ни Россию, ни международное сообщество. Сами все будем решать.

Рауль Хаджимба:

- Ваш оппонент Сергей Багапш заявляет о возможности вступления в выборный процесс неких третьих сил...

- Это обыкновенная боязнь проиграть повторные выборы.

- Насколько сильны ваши аргументы в этом правовом споре?

- У нас были все доказательства нарушений в день выборов. Люди по два раза приходили голосовать. В Гальском районе - даже по грузинским паспортам. Это все было видно в документах ЦИК. Вообще мегрелы голосовали под дулом автомата и по указке. Суд был обязан объявить эти выборы недействительными. Но не сделал этого, потому что был просто куплен нашими противниками. Они этого судью десять дней таскали за собой, в ресторанах с ним сидели...

- Как вы считаете, в Гальском районе имели возможность проголосовать люди, занесенные в списки абхазской СБ? То есть те, на ком кровь, кто воевал против Абхазии?

- Ничего не исключено.

- Вы пробовали вести переговоры?

- У стороны Багапша только одно предложение: мы должны согласиться с поражением. А это неприемлемо. Должны пройти повторные выборы, реально контролируемые всеми участниками процесса. Они не хотят слышать резонных предложений. Значит, будет противостояние.

- Вооруженное противостояние?

- И это тоже реально. Они захватывают ТВ с оружием в руках и отрезают людей от объективной информации. Они громят ЦИК, где при помощи автоматов заставляют людей принимать выгодное для себя решение. Я не хочу, чтобы к власти пришел криминал. Они будут отстреливать людей, допустить этого нельзя.

Игорь Найденов

Опубликовано 5 ноября 2004 года

Автор: