В российско-грузинских отношениях - своего рода прорыв. До Москвы наконец добралась Нино Бурджанадзе, спикер грузинского парламента. Сколько-нибудь внятный диалог между Москвой и Тбилиси не складывался многие месяцы - как уверяет грузинская сторона, не по ее вине. Теперь он возобновлен - хотя особой радости разговор сторонам, понятно, не приносит.
- То, что происходит в российско-грузинских отношениях, зачастую не укладывается в рамки международного права, - заявила Нино Бурджанадзе, некогда защитившаяся в МГУ как раз в этой области. - Но я думаю, что рано или поздно нам удастся перевести эти отношения в нормальное русло. Желательно, конечно, рано.
- Почему не получается?
- Позволю себе сказать, что больше претензий я могу предъявить к России, чем к Грузии. Хотя, конечно, я вижу недоделки и с нашей стороны. На протяжении десяти лет наши отношения настолько последовательно ухудшались, что даже при огромном желании эту инерцию очень трудно остановить. А уж если этого желания нет...
- Недавно наши отношения обсуждались в ПАСЕ. С грузинской стороны - спикер Бурджанадзе, с российской - лишь глава "международного" комитета Госдумы Косачев. Статусное несоответствие не смутило?
- Нет. Я совершенно спокойно могу говорить с господином Косачевым - он умный человек, разбирающийся в этом круге проблем. Моей главной целью тогда был вовсе не вызов российских коллег на дебаты - но лишь информирование европейских коллег о проблемах, которые существуют в российско-грузинских отношениях.
- Россия отказывала в двустороннем обсуждении напрямую?
- Не совсем. Просто на все предложения встретиться нам подавали вежливые знаки "лучше бы отложить ваш визит". А после Страсбурга я, как видите, получила возможность приехать в Москву - и очень надеюсь на скорый визит господина Грызлова в Тбилиси. Здесь мы очень плодотворно обсудили все вопросы - и не только с ним.
- Какие именно вопросы?
- Самые больные для нас. Очень часто, несмотря на все заявления президента Путина об уважении территориальной целостности Грузии, в реальности мы видим совсем другое. Открывается, допустим, железнодорожное сообщение Сухуми - Москва, и при этом российская сторона не удосуживается согласовать эти действия с Тбилиси. Даже информировать не соизволили.
- То есть Москве было достаточно лишь поставить в известность?
- Конечно, недостаточно. Но по крайней мере это было бы корректно. А когда тебя даже не спрашивают, пускать ли через твою государственную границу поезд - и при этом, извините, вешают на уши лапшу (видите ли, какие-то коммерческие структуры открыли железную дорогу), - разговаривать сложно. Я понимаю, что каждая сторона вещает со своей колокольни. Но когда мне здесь заявляют: "Жители Абхазии и Южной Осетии находятся в тяжелом социальном положении, поэтому мы им дали гражданство РФ", - у меня перед глазами стоят 300 тысяч грузинских беженцев из Абхазии, которые живут не в лучших условиях и даже не могут приехать на родину навестить могилы предков и сыновей.
- Вы понимаете, что ситуацию с гражданством отыграть назад практически невозможно?
- Но ведь оно было предоставлено незаконно.
- Законность этой процедуры находится в компетенции российских властей. Кому хотят, тем и дают.
- Вот-вот, так все это и делалось... В России вырастает поколение, которое видит не доброжелательную Грузию, а врагов вашей страны. Схожие процессы по отношению к России мы наблюдаем и среди грузинской молодежи. После жуткой трагедии в Беслане - когда мы всячески сопереживали вам, показывали, что хотим быть в эти тяжелые минуты вместе с Россией, - Грузия получила очередную пощечину из Москвы: министр Лавров заявил, что в трагедии Беслана виноваты чуть ли не грузины. Правда, потом это было исправлено, но все равно - больно. И в те же дни открывалась та самая железная дорога на Сухуми. Еще не похоронили людей в Беслане - а в абхазской столице играл духовой оркестр и люди устроили праздник, провожая поезд... За последние десять лет в традиционно грузинском Гальском районе Абхазии погибло более 1500 мирных граждан, не считая партизан. Было сожжено 6 тысяч домов. И мне сегодня на переговорах в Москве говорят: "Признайте, что чеченцы - террористы, а абхазцы - нет". Ну да, если сравнивать со взрывами домов и захватом школы - согласиться можно. Но родственники убитых в Гальском районе имеют свой взгляд на эти вещи...
Мне очень неудобно уверять, что мы сопереживали России, хотя нам приходится кое-кому в Москве это доказывать. Но посмотрите на наши отношения с Америкой: США всегда были рядом, когда Грузии требовалась поддержка и даже прямая помощь. И от нас Америка ничего взамен не требовала.
- Только один пример. Возвращение турок-месхетинцев на их исконные территории в Грузии было одним из условий полноценного участия вашей страны в структурах Совета Европы (СЕ). Однако американцы пошли на беспрецедентный шаг: предоставили тысячам турок, живших в Краснодарском крае, вид на жительство в США. "Проблема СЕ" практически исчерпана. Как к этому должен относиться Кремль?
- Вы существенно упрощаете ситуацию. Но даже если все обстоит так, как вы говорите, - что в этом плохого? Да, мы имеем обязательства перед месхетинцами. Но, во-первых, крайний срок их выполнения - 2014 год. Во-вторых, мы никогда не отказывались помочь этим людям в возвращении на родные земли. Однако там теперь живут армяне. Вернуть туда турок - значит спровоцировать резню. В-третьих, если Россия собирается с нами дружить, она должна понимать: имея 300 тысяч беженцев из Абхазии, Грузия не в состоянии принять тысячи турок-месхетинцев дополнительно. Так что плохого в желании Америки помочь этим людям?
- Ничего. Вопрос лишь в том, чем геополитический интерес США к Грузии - проявляемый не только в решении месхетинской проблемы - обернется для России.
- Скажем прямо: делается все это не ради красивых глаз. Но Америка помогает нам построить нормальное демократическое государство, а не создает для нас дополнительные проблемы. Кто вам мешает помогать становлению демократии в Грузии? Нет же, очень многим в России обязательно хочется видеть раздробленную и легко управляемую из Москвы страну. Так с кем бы вы дружили, оказавшись на нашем месте? И даже при этом я еще раз подчеркну: мы ни в коей мере не отказываемся от желания дружбы с Россией.
- На недавней встрече с российскими журналистами премьер-министр Зураб Жвания подчеркивал: спорные вопросы "мы должны решать только мирным путем". Однако затем заявил: "Грузия не может вечно ждать решения проблемы с Абхазией и ЮО". Что будет, если не дождетесь?
- Во-первых, дождемся. Во-вторых, вы человек мирный?
- Да.
- Вы будете кого-то избивать до смерти?
- Нет.
- Но если до смерти будут избивать вас, вы наверняка хотя бы пошевелите рукой, защищаясь. И вы ведь, наверное, не будете думать о том, что этой рукой вы можете очень больно ударить кого-нибудь из нападающих, правда?.. Вот в такой ситуации находимся и мы. Мы не хотим войны, как все нормальные люди. Но Абхазия и Южная Осетия для Грузии - это часть нашей родины, плоть от плоти ее. И мы обязаны сделать что-то, чтобы восстановить нашу родину. Иначе мы не сможем успокоиться, построить нормальное государство. Не говоря уже о том, что сотни тысяч беженцев нам просто не простят бездействия.
- Где заканчивается ожидание и начинается то самое шевеление рукой?
- Это сложно сказать. Замороженные конфликты заморожены очень условно: последние события в Южной Осетии наглядно это показали. Мы должны быть готовы ко всему. При этом мы готовы предоставить абхазцам и осетинам максимально возможный уровень автономии - и пусть Россия и международное сообщество будут гарантами их прав...
- Вы готовы терпеть такое количество граждан РФ на территории Грузии?
- Решаемый вопрос. Если ваша страна сыграет позитивную роль в урегулировании конфликтов, многие проблемы уйдут сами собой. Сегодня российское гражданство этих людей используется для политических игр. А если у нас с Россией все будет нормально - да Бог с вами, кто же будет в паспорта смотреть?
- Понимаю, что выборы в Абхазии не признаются в первую очередь Грузией. Но все же, кто лучше - Хаджимба или Багапш?
- Для нас лучше, чтобы переговоры вели люди, представляющие исконно абхазские интересы, а не те, кем манипулируют извне. Поверьте, абхазский народ рано или поздно поймет, что с Грузией лучше жить в мире - так же, как мы жили сотни лет до того, как Российская империя пришла в Абхазию... То, что произошло на выборах, - это серьезная пощечина российской власти. Она была уверена в том, что может управлять всем и вся на этой земле, но абхазцы показали, что это не совсем так. И слава Богу: наконец-то они сами задумались о том, что лучше для абхазского народа. А то до смешного доходит: с одной стороны, власти Абхазии доказывают нам, что они борются за независимость и признание мировым сообществом. С другой же - они просят Госдуму о приеме Абхазии в РФ! То же - в Южной Осетии: сепаратистские лидеры заявляют о суверенитете, а на въезде в Цхинвали - огромное изображение В.В. Путина и надпись "Путин - наш президент!". Мое уважение к нему подтверждаю, однако независимость и "Путин - наш президент" - немного разные вещи.
- Несмотря на все, Грузия объявляет о готовности открыть свой приватизационный рынок для российского бизнеса. Что даете, что требуете взамен?
- Просто так ничего не даем, это вопрос переговоров. Мы пригласили российских бизнесменов и дали понять, что были бы рады инвестициям. Грузия готова открыться для экономического сотрудничества - но на взаимовыгодной основе. Мы должны быть уверены, что российское присутствие в экономике Грузии не обернется против наших национальных интересов.
- Присутствием РАО "ЕЭС России" в энергетическом секторе вы довольны?
- Господин Чубайс выполняет свои обещания - в частности, по энергообеспечению Грузии. Если отношения наших стран будут строиться на подобном прагматичном и конструктивном фундаменте - уверена, многих проблем мы сможем избежать.
Досье МН
Бурджанадзе Нино Анзоровна, родилась 16 июля 1964 года. В 1981 году с отличием окончила кутаисскую среднюю школу N 2 им. А. Церетели, в том же году была зачислена на юридический факультет Тбилисского университета им. И. Джавахишвили. В 1986 году поступила в аспирантуру кафедры международного права МГУ. В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по теме "Проблемы международных организаций и международного морского права". С 1991 года - доцент кафедры международного права и международных отношений Тбилисского университета. Автор около двадцати трудов, опубликованных на грузинском, русском и английском языках. С 1995 года - член парламента Грузии, с 1998 года - председатель парламентского комитета по конституционным, юридическим вопросам и законности, с 2000 года - глава комитета по внешним сношениям.
В ноябре 2001 года Нино Бурджанадзе была избрана председателем парламента Грузии. 22 ноября 2003 г. после отставки Эдуарда Шеварднадзе в соответствии с конституцией приняла на себя обязанности президента Грузии и руководила страной до избрания нового главы государства (до 26 января 2004 года), после чего вернулась к функциям спикера.
Юрий Васильев
Опубликовано 5 ноября 2004 года