Центр Грозного. На перекрестке двух центральных улиц перед зданием единственного действующего банка в Чечне собралась большая толпа людей. Здесь идет выплата денег - компенсаций за разрушенное в ходе военных действий жилье и утраченное имущество.
Периодически в дверях появляется сотрудник банка, зачитывает список очередных фамилий, и тут же названные лица продвигаются к дверям здания, протискиваясь через плотный кордон осаждающих банк людей.
Уже в банке они, как предполагается, должны получить 300 тысяч (10,400 долларов) за разрушенный дом или квартиру и 50 тысяч - за пропавшее имущество.
Но получить деньги на руки, как выясняется, дело нелегкое: на сегодняшний день компенсации выданы только 14 из 39 тысяч человек, чьи претензии в свое время были признаны обоснованными. Чтобы получить причитающиеся им суммы, некоторым пришлось отказаться от значительной части компенсаций в пользу "посредников". Оставшихся в их распоряжении денег, как правило, оказывается недостаточно для того, чтобы приобрести новой жилье.
Трудности, связанные с получением этих денег, заставляют многих думать, что объявление в сентябре 2003 года - в преддверии выборов президента - начала процесса выдачи компенсационных средств пострадавшим в ходе военных действий было своеобразным пиар-ходом в поддержку Ахмада Кадырова, который погиб в результате теракта в мае уже нынешнего года.
52-летний житель Грозного Абуязид дожидается своей очереди с раннего утра - сегодня его фамилия в списках получателей. По его словам, ему повезло.
Когда-то в Грозном у него был собственный дом из четырех комнат, построить который ему помогли родственники. Но он был разрушен во время артиллерийского обстрела зимой 2000 года, когда семья Абуязида уже жила в палаточном лагере в соседней Ингушетии.
"Нас клятвенно заверяли, что если мы вернемся домой (из Ингушетии), в числе первых получим деньги, - сказал он. - Но уже год прошел, а я так ничего и не получил".
Сейчас безработный Абуязид говорит, что сможет отстроить свой дом, только получив денежную помощь. "Кроме пособия по безработице и редких "шабашек", источников дохода у меня нет. А на эти деньги дом не построишь", - говорит он.
Компенсация, которую должен получить в прошлом работавший сварщиком Абуязид, не самая высокая - комиссия, пройдясь по его участку, оценила степень разрушенности жилья в 80 процентов.
Но он не получит полностью и того, что ему причитается - пришлось отдать 30 процентов обещавшему добыть деньги "посреднику".
Жертвами "посредников" стали многие из получателей, с которыми имел возможность побеседовать IWPR. Отказываясь назвать себя, они утверждали, что система "откатов" была задействована уже в первый месяц, когда только стали собирать заявления от пострадавших. Оказывается, чтобы получить свои деньги, им пришлось отдать "посредникам" - людям, приближенным к занимающимся выплатами комиссиям, - от 30 до 50 процентов от суммы компенсации.
"Для положительного решения вопроса мне предлагали поделиться по принципу 50 на 50- говорит жительница села Старые Атаги Тамара. - Да вон, посмотрите, прямо рядом с банком полно таких "посредников". Да только дом и за 350 тысяч рублей не построишь, а тем более за половину этой суммы. А обращаться в милицию я боюсь".
Недоверие большинства чеченцев к силовым структурам, страх перед местью "вымогателей", а также менталитет, осуждающий "доносительство", - все это вместе создает благоприятную почву для процветания коррупции.
Именно обещание обеспечить выплаты компенсаций числилось главным пунктом предвыборной программы Алу Алханова, ставшего президентом республики в августе нынешнего года. По его приказу был расформирован не оправдавший себя комитет по выплатам, а вместо него создана специальная комиссия. Затем открылась общественная приемная по контролю за выплатой компенсаций.
Одна из проблем, обратившая на себя внимание новых властей, - рэкет. После того, как люди получали деньги в банке, к ним приходили вооруженные люди - так называемая "крыша" - и требовали десятую часть. За отказ платить они избивали и даже могли убить. Правда, говорят местные жители, после смерти Ахмада Кадырова эти группы за "десятиной" уже не приходят.
По подсчетам правительства Чечни, в республике уничтожено около 114 000 только частных домов, не считая квартир в грозненских многоэтажках. В Грозном среди относительно целых домов - без крыш с выбитыми дверьми и оконными рамами - множество полных развалин: полуразрушенные стены в окружении поваленных деревьев. Но считается, что это - не совсем разрушенные дома, хотя жить в них невозможно. Сколько же в республике таких "частично разрушенных" жилых зданий - никто и не считал, и пока неизвестно, получат ли их владельцы какую-либо компенсацию.
Собственно, добыть точные данные о том, скольким семьям выдали компенсацию, корреспондентам IWPR не удалось. Со слов заместителя руководителя аппарата правительства Шукран Джабраиловой, чиновникам запрещено без разрешения высшего начальства разглашать любую информацию, касающуюся компенсаций за разрушенное жилье.
У получивших компенсации людей поводов для радости мало - этих денег никак не хватает на покупку квартиры или строительство дома. Начало процесса выплаты компенсационных средств вызвало резкий рост цен на квартиры и стройматериалы. Если летом 2003 года трехкомнатную квартиру в центре Грозного можно было купить за 8 тысяч долларов, то сейчас - лишь за 20-25 тысяч. Постройка небольшого трехкомнатного дома будет стоить тоже не менее 15 тысяч долларов.
К сегодняшнему дню прием заявлений от граждан на получение компенсации в Чечне прекращен. Те, кто по каким-либо причинам не уложился со сбором документов в срок, смогут теперь решать свою проблему только в судебном порядке. Тем временем из списков получателей исчезли имена сотен людей.
"200 человек не могут получить компенсацию, - говорит заместитель главы администрации Итум- Калинского района Ахмад Каримов. - Их документы прошли комиссию, но потом куда-то исчезли. Наша администрация выясняет местонахождение этих бумаг".
Аналогичная история в Сунженском районе. "Из 200 дел по неизвестным причинам исключили 60, - сказал IWPR заместитель главы администрации Сунженского района Юнус Барчешвили. - Ни один из представителей руководства района не допущен в состав комиссии по компенсациям. И такая же ситуация наблюдается в Ачхой-Мартановском районе".
Казбек Цураев, корреспондент газеты "Чеченское общество"
Асланбек Бадилаев, корреспондент газеты "Зов земли"
Опубликовано 1 ноября 2004 года