"В Москве решится вопрос о том, кто из двух кандидатов на пост президента непризнанной республики Абхазия - Сергей Багапш или Рауль Хаджимба - станет лидером республики", - заявил во вторник в Москве госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. По информации "Известий", во вторник оба соперника за президентское кресло в Абхазии действительно находились в Москве и провели ряд консультаций на достаточно высоком уровне. Однако за закрытыми дверями решался вопрос не столько о том, кто именно займет кресло президента, сколько о скорейшем установлении стабильности в непризнанной республике.
На официальном уровне информацию об этих встречах никто открыто не подтверждает, но и не опровергает. Однако, по данным "Известий", оба претендента на президентский пост в Абхазии были приглашены на консультации с высокопоставленными представителями Кремля. Консультации были необходимы, потому как положение дел в непризнанной республике за прошедший со дня выборов месяц дошло до опасной точки кипения. От официальных комментариев и официального подтверждения самого факта консультаций все участники процесса решили воздержаться. Что вполне понятно: с одной стороны, Кремль не может встречаться с представителями непризнанной республики, с другой - в случае развития событий в Абхазии по наихудшему сценарию официальный Тбилиси может напомнить Москве об ее излишней активности на прошедших выборах, финалом которых стал многоплановый кризис в республике. Правда, во вторник устами спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе уже была высказана некая озабоченность по поводу возможных встреч Хаджимбы и Багапша в Москве. Но в то же время Бурджанадзе ясно дала понять: для Тбилиси важен не процесс, а результат. Если Москва поможет стабилизировать обстановку, то вопрос снимается сам собой. Однако Георгий Хаиндрава выразил надежду, что позиция Москвы будет удерживаться в русле ранее неоднократно озвученного Россией тезиса - признания территориальной целостности Грузии.
"Цель приезда ясна - это инструкции, которые им очень важны, чтобы строить свои планы на будущее. Я думаю, что в данном случае это касается разрешения конфликтной ситуации", - предположил во вторник все тот же Георгий Хаиндрава. И был недалек от истины.
Для Москвы, которая активно участвовала в предвыборной кампании в Абхазии, на данном этапе важен не сам факт закрепления за тем или иным кандидатом статуса президента, а умение и мужество каждого из них самостоятельно, без оглядки на московское плечо развернуть сложившуюся ситуацию в стабильное русло. При сложившейся в республике ситуации - бардаке в правовом поле, фактическом расколе в силовых структурах, пробагапшевском парламенте, параличе судебной власти и неспособности по конституции Абхазии со стороны президента распустить парламент, который, кстати, должен утверждать возможное введение президентом Абхазии чрезвычайного положения, - двум кандидатам с поставленной в Москве задачей справиться будет сложно. К тому же любое решение президента Абхазии, которое не соответствует законам, может быть отменено Верховным судом, а его указ (в том числе о назначении повторных выборов) может быть заблокирован большинством парламента.
Стабилизация в Абхазии руками кандидатов может быть достигнута двумя путями. Багапш должен согласиться на повторные выборы. Хаджимба признать поражение. Пока непонятно - готов ли хоть один из них пойти на такой шаг.
"Зная абхазов, можно быть уверенным - если возникнет угроза их интересам, они сплотятся, а борьбу за президентское кресло оставят в стороне. Поэтому предположения некоторых политиков и политологов о том, что "выборы" перерастут в гражданскую войну, нереальны. Если только дестабилизацию не спровоцируют силы извне. Тбилиси ни в коей мере не устраивает кровопролитие, - убежден бывший вице-спикер парламента Грузии Вахтанг Колбая, который бы предпочел видеть победителем "кандидата власти" Рауля Хаджимба. - Потому что нам известны его обязательства, данные российским политикам". Однако, если проанализировать слова находящихся в Москве спикера парламента Грузии Нино Бурджанадзе и Георгия Хаиндравы, что для Тбилиси в принципе не так важно, кто именно станет президентом в Абхазии, главное - этот человек должен отражать в первую очередь интересы не сил извне, а всего абхазского народа, то можно сделать предположение - Тбилиси больше устраивает кандидат Багапш.
Впрочем, как показала практика прошедшего со дня выборов месяца, на данном этапе ни тот, ни другой кандидат не способен в полной мере обеспечить ни интересы, ни стабильность для абхазского народа.
Наталья Ратиани
Опубликовано 3 ноября 2004 года