Убийца из команды Ульмана пошел на повышение.
По крайней мере, родственники чеченских учителей, расстрелянных спецназовцами под командованием капитана Ульмана, в этом уверены. И, похоже, так оно и будет: один из спецназовцев, участвовавший в расстреле, получил недавно очередное воинское звание.
В Северо-Кавказском военном суде началось новое рассмотрение дела четырех спецназовцев, убивших зимой 2002 года жителей Шатойского района. Среди погибших были директор Нохч-Келойской школы Саид Аласханов и завуч Абдулвахаб Сатабаев, возвращавшиеся домой из райцентра с январской учительской конференции. Выставленный на дороге спецназовский блокпост обстрелял машину, убив одного из пассажиров и ранив еще двоих. Оставшихся в живых бойцы разведгруппы под командованием капитана Ульмана расстреляли, тела затащили в машину и сожгли вместе с ней. Они сделали это после того, как проверили у всех документы и убедились в том, что эти люди - мирные жители и не имеют никакого отношения к боевикам.
Во время следствия, а потом и на суде капитан Ульман, прапорщик Владимир Воеводин и тогда еще лейтенант Александр Калаганский пытались доказать, что приказ убить всех пассажиров маршрутки они получили от вышестоящего командования. Однако полковник Плотников, руководивший спецоперацией, заявил, что такого преступного приказа он не отдавал. Кроме того, закон дает подчиненным право не выполнять заведомо преступные приказы вышестоящих командиров и начальников. И тем не менее коллегия присяжных, признав, что сам факт расстрела мирных жителей имел место, освободила подсудимых от уголовной ответственности.
Военная коллегия Верховного суда, куда обратились с кассационной жалобой потерпевшие и прокуратура, отменила оправдательный приговор. Дело было направлено на новое рассмотрение в военный суд Северо-Кавказского военного округа. Теперь все зависело от того, чьи ходатайства удовлетворит новый председательствующий по делу Станислав Жидков: подсудимых или потерпевших. Подсудимые, естественно, просили, чтобы дело снова было рассмотрено судом присяжных - в таком случае они могут рассчитывать на повторное оправдание. Потерпевшие подали ходатайство о рассмотрении дела тремя профессиональными судьями, и не в Ростове, а в выездном заседании окружного суда в Чечне или, если по соображениям безопасности это невозможно, в одной из республик Северного Кавказа. Тем более что на это есть серьезные юридические основания: согласно ч. 1 ст. 32 УПК РФ уголовное дело должно рассматриваться в суде по месту совершения преступления. Кроме того, суд должен применять нормы законодательства, действующего на территории, где было совершено преступление, а в Чеченской Республике суд присяжных будет введен только в 2007 году.
Судья Жидков всем этим доводам не внял и удовлетворил просьбу подсудимых о повторном рассмотрении дела судом присяжных. Правда, в состав коллегии будут приглашены не только жители Ростовской области, но и других областей, краев и республик юга России. Но, по мнению адвоката потерпевших Людмилы Тихомировой, шансы на то, что люди приедут из дальних мест и согласятся минимум на полгода оторваться от дома и семьи, весьма невелики. И это значит, что 22 ноября в коллегию присяжных опять войдут ростовчане - по закону она формируется из прибывших в суд граждан. Жители же Чечни вообще не получат повестки - приглашения в суд: суд присяжных там еще не действует.
- Я считаю, что решение судьи Жидкова нарушает конституционные права потерпевших на справедливое и законное рассмотрение дела! - говорит адвокат Людмила Тихомирова. - Мы намерены обратиться за разъяснениями соответствующих норм закона в Конституционный суд России.
Ну а пока расстрелявшие шесть мирных жителей спецназовцы не только продолжают служить в армии, но и продвигаются по служебной лестнице: лейтенант Александр Калаганский получил капитанские погоны. Все просто: офицер сидит (на скамье подсудимых), а служба идет. Да, все четверо военнослужащих, обвиняемых в убийстве, официально считаются прибывшими в Ростов... в служебную командировку. Это в прошлый раз капитана Ульмана привозили на судебные заседания из камеры СИЗО, теперь для всех подсудимых мерой пресечения избрана подписка о невыезде.
Анна Лебедева
Опубликовано 25 октября 2004 года