Сколько в республике газетно-журнальных киосков, принадлежащих Управлению почтовой связи или "Роспечати"? Ни одного. Нет, киоски есть. Но, во-первых, их мизерное число - чуть больше десяти. Во-вторых, все они торгуют бог весть чем - сигаретами, жевательными резинками, семечками и... непотребной печатной продукцией. Пройдитесь по адресам их расположения и попробуйте купить в них центральные издания: "Известия", "Коммерсант" "Независимую газету", "Московские новости", "Время новостей", тем более ненавистную нашим властям "Новую газету". Пустые хлопоты.
Фактически в республике идет активное наступление на свободу слова. С местными изданиями уже разобрались. Официальная пресса давным-давно обуздана. Она до смехотворного подконтрольна. А вот независимые издания или же центральные газеты, в которых все чаще звучит критика всего того, что происходит в Ингушетии, никак не поддаются контролю. Тут уже прибегают к проверенному методу: такая пресса изымается на подходе к республике, а газеты с критическими материалами о республике, каким-то образом оказавшиеся на прилавках киосков, пачками скупаются борцами с правдой.
Недавно газета "Сердало" под рубрикой "Колонка редактора" (непонятно, почему колонка, а не три колонки) поместила статью "Щедро оплаченная глупость" против публикации известной журналистки из "Новой газеты" Анны Политковской. Абсурд состоит в том, что самой статьи А. Политковской "Подвальная власть. Во время народных трагедий они прячутся. Нужны те, кто, по крайней мере, прятаться не будет" читатели в массе своей и в глаза не видели, поскольку поступившие в республику экземпляры номера "Новой газеты" от 13 сентября были изъяты. А вот после довольно-таки неумного выступления в "Сердало" интерес читателей к статье Анны Политковской непомерно возрос. По рукам пошла интернетовская распечатка "Подвальной власти..." из "Новой газеты". Словом, поусердствовал главный редактор в рекламировании ненавистной ему журналистки.
Помнится, в апреле 2003 года пресс-секретарь президента РИ Иса Мержоев и редакции газеты "Ангушт" предложил работать согласованно с ним, то есть с администрацией президента. "Давай, - сказал он без обиняков, - будем работать над рейтингом Мурата Зязикова и не надо пропагандировать Руслана Аушева". Честно говоря, я был не против писать об успехах политики новой власти. Коль такие успехи имеются, почему бы и не рассказывать о них. Но я высказался по поводу того, что мне не понятны сегодняшние рейтинговые игры, в которые включены те, кто вчера до седьмых небес возносил первого Президента республики, а нынче поют дифирамбы по другому поводу, но уже понося на чем свет Руслана Султановича. Да и потом, почему "Ангушту" не позволительно "пропагандировать" Руслана Аушева? Тем более что он не нуждается в нашей пропаганде. Его фамилия, как однажды выразился сам генерал Аушев в одном из своих интервью, перепечаткой которого вызвали недовольство власти, действительно "не на асфальте написана". Меня позже кое-кто просил объяснить смысл этого выражения. А он просто объясняется. Мощные проливные дожди, грязные политические потоки не в состоянии смыть из нашей памяти имя Руслана.
Понятно, что позиция наша пресс-секретарю не понравилась. Как не понравилось и то, что мы отказались, как нам предлагалось, превратить газету "Ангушт" в подконтрольное издание. Это выразилось в неприкрытом намеке на то, что в противном случае "Ангушт" просто-напросто прикроют. Так и сказал: "Нам ничего не стоит закрыть вашу газету". В течение всего этого времени власти только и заняты преследованием нашего издания. В мае прошлого года редакцию высадили из офиса. В киоски газету под предлогом того, что она "не пользуется читательским спросом", отказались принимать. Позже и владельцев частных торговых газетно-журнальных точек предупредили: если они посмеют брать на реализацию "Ангушт", то их киоски будут снесены. Лотковые торговцы газет и журналов сегодня тем более боятся связываться с "Ангуштом". "Газета ваша нарасхват, - говорят они, - но нам строго-настрого указано: хотите торговать, держитесь от "Ангушта" подальше". Естественно, что в этой ситуации нам приходится самим выкручиваться из положения. Газета, хотя и с трудом, доходит до читателя.
А это вызывает злобу у охотников на "Ангушт". Они, испробовав все варианты преследования нас и не найдя ничего более разумного, решаются на "смертельный" удар - лишить газету лицензии. Но через прокуратуру, призвав на помощь Полпредство Президента РФ по ЮФО. Резонен вопрос: почему таким же способом не расправиться с "Новой газетой", "Коммерсантом", "Независимой газетой", "Вашингтон пост" другими "неподконтрольными" изданиями, которые позволяют иметь свое мнение в связи с последними событиями в регионе? Ведь можно же напрямую обратиться к президенту России В.В. Путину, главе американской администрации Джорджу Бушу с просьбой закрыть эти издания. Сколько поводов для таких действий?
Взять хотя бы поднятую буквально всеми СМИ "истерию" в связи с загадочным убийством бывшего подводника Александра Пуманэ, который якобы "попался" на перевозке смертоносного груза, и который в результате недозволенных следственных действий был убит. Да так, что родная бывшая жена оказалась не в состоянии опознать труп. Почему бы все эти СМИ не лишить лицензий?
"Ангушт" опубликовал неполный список из 134 человек - убитых, раненых, без вести пропавших за последние два года. Заметьте, многие из жертв - результат несудебных действий спецорганов. Этот список переполнил чашу терпения охотников на "Ангушт". Вернее, они посчитали, что теперь-то "Ангушт" прокололся. И его можно запросто прикрыть. Правда, с помощью полпредства президента РФ в ЮФО. А "мятежному" издателю и главному редактору, то есть мне, просто-напросто пригрозили тем, что меня ждет такая же участь, которая постигла указанных в списке людей.
Анонимный Мухарбек (или Махарбек) Гулиев статью "Фальшивый список" в газете "Северный Кавказ" (NN30,31, июль 2004г.) заканчивает неприкрытой угрозой в адрес работников редакции, которые могут пополнить опубликованный в "Ангуште" неполный список убитых, раненых, похищенных в последнее время в Ингушетии людей. Поскольку мы якобы играем на руку международных террористов.
А между тем в республике в форме листовок распространяются опубликованные в некоторых центральных газетах материалы. Народ жаждет знать правду. Но ему это непозволительно. Газеты в республику почти не поступают.
Какую-то информацию черпали в интернетовских сайтах. Но с недавних пор все интернет-кафе в республике (их-то и было не более десяти) приказали долго жить. Конечно, закрыты они по негласной установке сверху. Повод-то какой придумали: нет, дескать, лицензий. А когда они открывались, о чем думали? Да и не в лицензиях тут дело. У "Ангушта" ведь есть лицензия. Но наша газета, как сказано в письме главы правительства Тимура Могушкова на имя Владимира Яковлева (бывшего полпреда президента РФ в ЮФО), "способствует ослаблению внутринационального и межнационального единства, что, несомненно, используется экстремистскими силами как внутри республики, так и за ее пределами". Поэтому и лицензию газеты "Ангушт" необходимо отозвать.
А как же бороться с самыми посещаемыми сайтами Интернета? Элементарным образом! "Повесить" на эти сайты "хитроумные замки", чтобы посетители сайта не выкрадывали неудобную для властей информацию. Ох, уж эти любопытные граждане, умудряются все-таки "ломать" любые "замки". А кто-то ухитряется "запретную" информацию из-за пределов республики завозить. А затем уже в ход идет множительная техника. Как знать, вскоре и она, имеется в виду множительная техника, возможно, будет взята под жесткий властный контроль. Ведь были же времена, когда пишущую машинку в частном владении запретно было иметь. Радиоточки вырубались. Но это были военные времена. Но и сегодня, скажут мне, мы живем в условиях войны с международным терроризмом. Поэтому не сметь роптать. А я и не ропщу.
Может быть, это и лучше, когда желающие получить какую-либо информацию будут выстраиваться в длинные базарные очереди, и утолять информационную жажду. Правда, информация в таких случаях будет сплетена из базарных и кухонных слухов. Но видать, и со слухами будет покончено. Грядут времена, когда и общаться друг с другом будем шепотом...
Мурат Озиев
Опубликовано 19 октября 2004 года