Цитата: "К Аушеву много вопросов. Почему он вмешался в ход расследования, почему он вывел накануне штурма из здания школы 26 человек и кто они были" (член комиссии по Беслану депутат Ю. Савельев). Он же спрашивает: "Что за заложники были выпущены? Почему боевики выпустили Аушева, хотя приглашали троих людей с целью убить?".
Расшифровываю депутата Савельева.
Он подозревает: Аушев преследовал свои цели, вывел тех, кого ему было надо, и остался жив, поскольку в сговоре с террористами.
Еще вопрос Савельева таков: кто Аушева послал?
(То есть: самозванец он или нет?)
Я дважды разговаривал с Русланом Султановичем Аушевым после трагедии. Он предельно скуп на слова, детали, фамилии. Не от него пришлось многое узнать. Да это многое уже и всем, пожалуй, кроме Савельева, известно. Аушев оправдываться не желает, но видеть, как этого человека унижают, мы не хотим и не будем. Как говорит президент: можем - значит должны:
1. Аушев прилетел по просьбе ФСБ и Сергея Шойгу.
2. На самолете спецслужб.
3. Он один пошел в школу. Повернулся направо и пошел.
4. Отказался от требований террориста надеть маску (хотел, чтобы люди его узнали. Хотел успокоить их).
5. Убедил террористов отдать женщин "с грудными детьми".
6. Их было 15.
7. Списки спасенных опубликованы.
8. Передал в штаб требования террористов и кассету, где сняты заложники в спортзале.
Результат: получил благодарность от руководства спецслужб, проклятие российских чиновников и массированную пропагандистскую ложь и упрек в том, что остался жив.
Действительно, для десятков отвечающих за порядок в стране людей лучше бы его пристрелили. Моя версия - почему репутацию Героя Советского Союза Р.С. Аушева хотят уничтожить. Он принес кассету, которую должны были передать президенту. Там - сотни и сотни еще живых людей. А не "200-300 человек". Кассету по Гостелевидению объявили пустой.
Он передал листок с требованиями: вывести войска, ввести международных наблюдателей, Чечня остается в составе СНГ.
Официально объявили, что бандиты требуют освобождения из тюрем бандитов.
Он сказал штабу, что и много "больше 1000 человек".
Телевидение урезало трагедию в 4 раза. Это взбесило бандитов до полной потери контроля.
На мой простой вопрос: почему вы пошли, а президенты двух республик и советник президента - отказались. - Аушев не ответил. "Вопрос к ним".
Но уже известно: один президент улетел из страны, другой без него не пошел, а советник прибыл, когда школа уже взорвалась.
За это Аушева и мочат. Потому что, в очередной раз наплевав на свою жизнь, он пошел спасать людей - и сразу стали видны масштабы власти и ее чиновников, которые боялись шелохнуться без приказа. Чьего приказа - понятно. В это время президент говорил королю Иордании - мы должны все сделать для спасения заложников. Но никто и шагу не сделал ни к переговорам, ни к реальной операции по освобождению.
В тот момент любой обязан был думать об одном: что только и лично я могу сделать, чтоб не замучили детей.
Один - вывел 15 "грудничков". Другие - куда-то звонили и страховали свои жопы.
Мы содержим власть - с ее самолетами, офисами, vip-залами, мигалками , дворцами и резиденциями как раз затем, чтобы в такой момент она могла пожертвовать чем угодно, чтобы спасти людей.
К первому она способна. Ко второму - нет. У них были другие планы на жизнь. И личный поступок генерала ставит под вопрос сам смысл их существования.
Значит - мочить.
Потому что они видели ту кассету с переполненным залом. Видели, видели, видели. И, отказавшись от того, что видели, вместе с садистами решили вопрос жизни и смерти жертв.
...Пусть Аушева в такой унизительной, пакостной форме, с публичными подозрениями в сотрудничестве с террористами вызывают на комиссию, которая уже объявила, что "так много тайн, что мы их не откроем". Пусть вызывают.
Просто есть другая Комиссия. Выше самой высокой вертикали. Которую не назначить. Не распустить. Которая не подчиняется даже звонкам по вертушке. На ту Комиссию тоже вызовут. В разное время - но всех.
И там тоже одни пойдут направо, а другие - налево.
Дмитрий Муратов
Опубликовано 14 октября 2004 года