36-летняя Яха Бисаева садится в такси, следующее из Назрани в Грозный, без особого настроения. По ее словам, ехать ей не хочется - она боится, что в день президентских выборов в Чечне могут быть взрывы или перестрелки. "Хотела переждать этот день в Ингушетии, но приходится возвращаться домой", - говорит она.
Причиной, по которой Яха все же вынуждена ехать в Грозный, - получение компенсации за разбитый дом в Грозном. Подошла ее очередь на получение денег, причем, день выплаты назначен на 27 августа - за два дня до выборов.
"На этот день очень многим назначили - как никогда раньше. Чуть ли не несколько тысяч человек должны получить деньги", - рассказывает она.
Выплаты компенсаций - один из методов привлечения жителей Чечни на выборы. В противном случае многие из них разъехались бы по селам или выехали в соседнюю Ингушетию, где хотя и принимаются меры предосторожности - на 5 дней закрыты все рынки, но все же более спокойная обстановка.
"Компенсации и мобильная связь, доступ к которой жители республики получили всего за неделю до дня выборов, - своеобразная сигнальная система. Жителям республики дается понять - все это у вас будет, если вы проголосуете правильно", - заявляет политический аналитик Мурад Магомадов. "Кроме того, это элементарно не дает людям уезжать из республики в дни выборов", - добавляет он.
В самой же Чечне ситуация достаточно тревожная - после субботнего нападения на Грозный боевиков, когда в ходе случайной перестрелки, по данным 9-й городской больницы, погибло около 20 мирных жителей, жители крайне напуганы. Выставив блокпосты на дорогах, боевики в течение трех часов атаковали городские РОВД и обстреливали избирательные участки. Все эти события происходили за неделю до выборов главы Чечни, причем уже неделю вся местная милиция работала в усиленном режиме. По данным МВД Чечни, практически каждый день проводились проверки паспортного режима, было задержано 14 человек.
Впрочем, помимо соображений личной безопасности, избиратели могут проигнорировать выборы по причине их бесполезности. "Выборы важны не как процедура, а именно как возможность общества реализовать собственную волю. Если они лишены всякого смысла, ибо уже сейчас ясно, что они безальтернативны, а победитель известен заранее, то они превращаются в формальную процедуру, придающую налет легитимности власти, которая правит сама по себе, а не по мандату, полученному от общества", - считает политолог Эдильбек Хасмагомадов.
"Явка будет меньше, чем на кадыровских выборах", - прогнозирует политолог Тимур Музаев. "Кадыров был все-таки более харизматичной личностью и зарекомендовал себя как лидер. Алханов же пока фигура виртуальная, мы видим его только по телевизору", - говорит он.
"Кроме того, мы говорим: эти выборы - наш исторический выбор, потом другие выборы - говорим то же самое. Люди устали от таких исторических выборов, а война все не заканчивается", - говорит Музаев.
Между тем власти уверены в высокой явке избирателей. Председатель чеченского избиркома Абдул-Керим Арсаханов заявил, что выборы пройдут в один тур. "Люди на выборы пойдут. Мы ожидаем довольно высокую явку", - сказал он.
Сама же предвыборная агитационная кампания происходит крайне спокойно и без скандалов. Ввиду явного преимущества кандидата Кремля, министра внутренних дел республики Алу Алханова, остальные кандидаты стараются не идти на конфликт с ним.
Хасмагомадов полагает, что кандидаты надеются не портить отношения с Кремлем в надежде, что Москва возьмется лоббировать и их интересы. "В пророссийски ориентированной части чеченской политической верхушки ситуация такова: каждая группировка по отдельности пытается заручиться поддержкой администрации российского президента, федеральных силовых структур и так далее. Объективно все они выступают в роли конкурентов, а федеральный центр оказывается конечной инстанцией, определяющей победителя, которому и будет вручен главный приз - власть в Чеченской Республике", - говорит политолог.
Некоторую интригу в предвыборные расклады внес кандидат и советник президента Чечни Ваха Висаев. Его предвыборный штаб распустил в республике слух, что Висаева поддерживает Рамзан Кадыров. Еще больше усилил эти подозрения агитационный плакат Висаева, на котором он стоит рядом с тем же Рамзаном. После этого некоторые московские газеты из числа независимых решили, что в "команде Кадырова" произошел раскол. Неразрастанию невыгодного для Алханова слуха помогли только опровержения Кадырова-младшего, заявившего, что он "по-прежнему поддерживает Алу Алханова".
Несколько раз соперники Алханова заявляли об использовании его предвыборным штабом административного ресурса. "Мой главный конкурент - участковые избирательные комиссии, уже получившие соответствующие установки глав районных администраций - относительно Алханова", - заявил в середине августа бывший вице-премьер в правительстве Завгаева Абдула Бугаев.
Тем не менее доказательств он не предоставил и в избирком жалобу не подал. Все это дало основание Арсаханову заявить о том, что предвыборная кампания в Чечне проходит без нарушений. "Нарушений не зарегистрировано. Никто из зарегистрированных кандидатов в президенты Чеченской Республики не обращался ни в ЦИК, ни в суд", - сообщил он.
Действительно нарушений предвыборной агитации сотрудниками штаба Алханова допущено не было. Кандидат использовал свое право на ведение кампании в строго отведенных ему рамках телеэфира и печатных площадей в газетах и находился в равных условиях с остальными кандидатами. Ни один медийный ресурс в республике не превысил эти рамки, работая на Алханова как на кандидата в президенты Чечни.
Но это - если подходить к вопросу формально. Фактически же еще до начала агитационного процесса в республике был создан Общественный совет по контролю за выплатами компенсаций. Создание этой непонятной общественной организации позволило возглавившему ее Алханову в период предвыборной агитации вести активную общественную деятельность, причем явно не в рамках времени, выделенного кандидату для предвыборной кампании.
Понятно, что после выборов этот Общественный совет благополучно ликвидируют. Пока же во всех СМИ, как республиканских, так и федеральных, шла постоянная раскрутка Алханова. Естественно, организовано это было так тонко, что выступления Алханова не выходили за рамки информационных сообщений о деятельности его Общественного совета. И назывался он в этих сообщениях только руководителем этой организации, а не кандидатом в президенты Чечни.
Кстати, предвыборной кампанией Алханова занималась та же московская пиар-команда, что провела в прошлом году выборы Ахмата Кадырова. Причем, по словам одного из пиарщиков этой команды Владимира Суворова, контроль за выборами в Чечне курировала Администрация Президента Путина в лице замглавы администрации Владислава Суркова. "Ведущие сотрудники штаба Алханова получали указания непосредственно от него", - говорит Суворов.
Опубликовано 22 августа 2004 года