Вечером в субботу 21 августа боевики напали на столицу Чеченской Республики. Неофициальные данные о потерях среди сотрудников милиции, гражданского населения и боевиков существенно расходятся с официальными цифрами. По последней информации "Известий", в тот вечер в Грозном погибло около 120 человек, половина из которых работали во властных структурах. Нападавших было около полутора сотен. Подавляющему большинству из них удалось скрыться.
- Эту операцию боевики приурочили ко дню рождения Ахмата Кадырова 23 августа, - сообщил "Известиям" источник в Объединенной группировке войск (сил) на Северном Кавказе (ОГВС). - Хотели, чтобы в этот день республика погрузилась в траур по новым погибшим. Но они не учли нашего цинизма. Никакого траура, несмотря на сотню убитых, объявлено не было. Об инциденте вообще не сказали правды. И местные обычаи помогли властям скрыть потери. В Чечне очень быстро хоронят умерших.
По словам источника, погибло около 120 человек. Точной цифры назвать никто не может. Около половины из них - сотрудники властных структур. Среди убитых также 5 военнослужащих внутренних войск - солдаты и офицеры, один из которых - контрразведчик, и два - прокурорские работники. Остальные погибшие - из гражданского населения. О потерях среди нападавших неоспоримых данных нет. Представитель регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (РОШ) генерал-майор Илья Шабалкин в первые дни после трагедии говорил о 50 уничтоженных боевиках, однако видеокадров или других подтверждений своим словам не представил. "Известиям" удалось выяснить, что могло послужить основанием для этого заявления. По нашей информации, полученной от источника в РОШе, Илья Михайлович получил сведения о преследовании боевиков на вертолетах. Якобы бандиты уходили из города на двух "КамАЗах", и эти грузовики были уничтожены с воздуха. В дальнейшем эти данные никто не подтвердил и не опроверг. Есть также неофициальная информация о семи задержанных боевиках. Но об их роли в нападении - являлись они непосредственными исполнителями или пособниками - ничего не известно.
В операции участвовало около полутора сотен боевиков. Вот как они действовали. В субботу около 19.30 шесть групп боевиков одновременно начали обстрел расположений райотделов, комендатур и временных оперативных групп в двух районах города - Старопромысловском и Октябрьском. То есть сразу напали на шесть объектов. Таким образом они парализовали работу милиции на территории этих районов. Тем временем остальные боевики начали решать главную задачу операции, то есть убивать людей. Для этого боевики сформировали несколько передвижных контрольно-пропускных пунктов (КПП), в частности на развилке улиц Ханкальской и Гудермесской. Передвижной КПП - это уазик-"таблетка", стоящий на обочине, и несколько вооруженных бойцов в масках. Боевики, выдавая себя за сотрудников службы безопасности президента или работников милиции, останавливали машины и требовали предъявить документы. Если пассажиры оказывались сотрудниками правоохранительных органов, их расстреливали. Судя по месту расположения трупов, это происходило следующим образом. Человек предъявлял удостоверение, ему предлагали пройти к машине, видимо "для проверки на компьютере", и убивали одиночным выстрелом в упор за ближайшим углом. Для своих засад боевики выбирали перекрестки, окруженные развалинами, где никто не мог за ними наблюдать. Несколько машин, принадлежавших убитым, боевики впоследствии использовали для отхода. Таким образом, в неразберихе и шквальной пальбе, доносившейся от обстреливаемых райотделов, боевикам на передвижных КПП удавалось долго оставаться незамеченными. Потому что они органично вписались в общую обстановку и не вызывали подозрений. Движение по захваченному ими перекрестку не прекращалось. Милиционеры из других подразделений, выехавшие по тревоге, не знали о том, что боевики орудуют на перекрестке, поэтому не предприняли никаких мер по их уничтожению. Спустя примерно полчаса боевики покинули перекресток и переместились в другое место. Таким образом они объехали пять-шесть точек. Перед уходом с развилки Гудермесская-Ханкальская они расстреляли все автомобили, оказавшиеся в это время поблизости. Поэтому так много жертв среди гражданского населения. Кроме того, боевики обстреляли мини-рынок на улице 8 Марта в Октябрьском районе. Там погибло около 10 человек. Корреспондент "Известий" видел утром в воскресенье на развилке Ханкальской и Гудермесской улиц две расстрелянные мащины - белую "Ниву" и "шестерку".
- Это только те машины, которые мы не успели вывезти, - сказал "Известиям" один из сотрудников МВД. - Все остальные мы утащили еще ранним утром. Их было много, очень много.
Еще одна часть боевиков ходила по домам сотрудников милиции. Там, по словам нашего источника, они убили 27 человек. С места преступления боевики уезжали на уазиках-"таблетках", "газелях" и легковых автомобилях, захваченных по ходу дела.
Около двух часов боевики передвигались по городу беспрепятственно. По словам нашего источника, они разъезжали в машинах, закамуфлированных под милицейский транспорт и "скорую помощь". Кроме того, есть информация, что в передвижении боевикам помогали действующие сотрудники МВД. Например, усаживались на переднее сиденье их машины и предъявляли в случае необходимости удостоверения на блокпостах. Другие "оборотни", вероятно, сообщили бандитам адреса сотрудников милиции.
- Я не думаю, что такая большая группа боевиков вошла в Грозный извне, - продолжает источник из ОГВС. - Допускаю, что до 20 процентов в этой банде составляют действующие сотрудники милиции. Командовал ими бандит. Я не знаю, кто из главарей непосредственно руководил налетом на Грозный - Умаров или Турчаев, это не принципиально. Приказ, очевидно, исходил от Масхадова или Басаева. Цель операции - показать слабость власти.
По словам моего собеседника, главная опасность исходит не от тех боевиков, которые скрываются в горах, в лесу. Это незначительная часть подполья, численность которой не превышает 500 человек. Это люди, которые в силу своей преступной биографии не могут легализоваться либо не хотят этого делать. Среди бандитов значительное количество молодых людей 20-23 лет, которые могут находиться в горах просто потому, что они еще не устали от такого образа жизни.
- Нелегалов меньшинство, - говорит источник. - Спецслужбы достаточно хорошо контролируют населенные пункты. Во всяком случае уйти в горы, пропасть из дома так, чтобы этого никто не заметил, - сейчас невозможно. Поэтому основной численный состав бандитских групп составляют легальные граждане. Бандитские налеты такая же работа, как кладка кирпича или строительство дороги. Человек может подрядиться в банду на три дня, пострелять на перекрестке, получить свои сто долларов и на следующий день пойти строить дорогу. Эти люди пережили две войны, несколько смен власти. Все они умеют обращаться с оружием, потому что все эти годы оружие имелось в большинстве чеченских семей. Не для того, чтобы воевать против федералов, а чтобы защитить свою семью от местных бандитов, от мародеров или от кровников. Ведь эти две мясорубки породили массу конфликтов между чеченцами. И вот существует заказчик, тот же Басаев, а у него сеть подрядчиков. Далеко не каждый человек согласится на такую работу, но и тех, кто согласится, в Чечне хватает. Чтобы их найти, работают вербовщики. Они же перед вылазкой выдают завербованным оружие. Просто развозят по домам и раздают. Мы не раз поднимали из схронов такие индивидуальные комплекты: 1 автомат с подствольным гранатометом, разгрузка, 8-10 гранат к подствольнику, милицейский камуфляж, маска. Все это сложено в хозяйственную сумку. В ту же субботу задержали одного из вербовщиков. Ему 23 года, приехал из Ингушетии как раз 21 августа, возможно, должен был возглавить одну из групп нападавших в другом населенном пункте. Но его, как выражаются оперативники, пропасли и взяли. Он уже указал на схрон, откуда подняли 5 автоматов, снайперскую винтовку, гранатомет РПГ-7, тротиловые шашки, несколько противопехотных мин МОН-50, милицейский и армейский камуфляж. О поимке этого человека пока не сообщают, потому что еще не решили, что с ним делать. Клейма на нем поставить негде. В Грозном в субботу орудовали в основном не идейные боевики - идея вымыта полностью, - а случайные люди, нанятые за деньги. У них и психология шабашников. Боевики, преследующие какие-либо политические цели, никогда бы не стали убивать гражданских. Им это просто невыгодно. А эти не только милиционеров убивали, но и стреляли напропалую по всем, кто появлялся на перекрестке.
По оперативной информации, в субботу 21 августа боевики планировали сразу несколько вылазок. Во всяком случае их активизация была зафиксирована еще в двух населенных пунктах - Самашках и Аргуне. Такие выводы военные сделали из радиоперехватов.
- И что характерно, ни в Шатое, ни в Ведено, ни еще где-то в горах никакой "движухи" не наблюдалось, - продолжает мой собеседник. - Да потому что, какую бы операцию боевики там ни затеяли, никто о ней не узнает. Информация просто не дойдет ни до населения, ни до прессы. А без рекламы они воевать уже не желают.
С прошлого воскресенья с наступлением темноты на всех основных перекрестках Грозного дежурят милиционеры и бойцы службы безопасности президента. На площади Минутка и на развилке Гудермесская-Ханкальская выставлены посты внутренних войск под прикрытием бронетехники. Только на Минутке стоят три БМП и бронетранспортер. Стационарный блокпост с Минутки убрали два месяца назад - не вписывался в мирный пейзаж.
"Трупы с места происшествия могли забрать знакомые и родственники"
По данным центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Чеченской Республики (ЧР), от нападения боевиков 21 августа пострадало 78 человек, из них погибло и умерло 42: сотрудников МВД ЧР - 20, военнослужащих МВД России - 5, сотрудников патрульно-постовой службы МВД ЧР - 3, сотрудников прокуратуры ЧР - 2, гражданских - 12 человек.
Получили ранения различной степени тяжести 36 человек: сотрудников МВД ЧР - 3, военнослужащих МВД России - 15, работников прокуратуры ЧР - 1, гражданских лиц - 17 человек.
Однако, как сообщили корреспонденту "Известий" в Министерстве здравоохранения республики, эти цифры могут не соответствовать действительным потерям.
- Информация Минздрава дана по состоянию на 19.00 22 августа. Поэтому она может быть и не точна. Трупы с места происшествия могли забрать знакомые и родственники, - сказал "Известиям" сотрудник Минздрава. - А сообщить о гибели они могли уже после процедуры похорон.
Окончательными данными по потерям располагает только МВД республики, но оно с журналистами этой информацией не делится.
Опубликовано 25 августа 2004 года