17:59 / 05.10.2004Без сестры - никуда!

Вика Калагова могла убежать. Когда чеченские террористы 1 сентября, в ее тринадцатый день рождения, захватили бесланскую школу N 1, она находилась в таком месте, откуда могла скрыться. Вика с группой других детей стояла с краю в толпе школьников, родителей и учителей в 1200 человек, собравшихся, чтобы отпраздновать первый день нового учебного года. Поэтому, когда началась стрельба, девочка вместе с другими бросилась в сторону старой котельной. Террористы в количестве примерно 30 человек не преследовали их: они были заняты, загоняя заложников в спортивный зал школы. Дети, спрятавшиеся в котельной, начали выбираться в безопасное место. Некоторым это удалось. Но Вика внезапно поняла, что ее семилетняя сестра Оля не с ней, поэтому она осталась. Когда десяток вооруженных бандитов приблизился к котельной, приказав людям выходить, она вышла. "Я не могла убежать, - говорит Вика, - Оля была там".

Это был первый Викин день рождения без мамы, которая умерла в феврале во время родов. "Вика тоже чуть не умерла 13 лет назад, когда были роды, - говорит ее отец Таймураз, - роды у Лены, ее матери, были очень тяжелыми". После смерти Лены Таймураз и его мать, которой примерно 93 года (никто точно не помнит), заменили собою девочкам маму в их небольшом и уютном доме на улице Коминтерна, в полутора километрах от школы. "В нашем городе жить всегда было очень спокойно", - говорит их сосед Ахмет.

И вот наступил день осады. Весь первый день Вика не могла найти Олю среди массы тел, скученных на полу спортзала. Боевики развесили на потолочных балках и на баскетбольных щитах бомбы и предупредили, чтобы никто не двигался. Но Вика притворилась, что хочет пойти в туалет, и стала искать сестру. Классный руководитель Оли Эмма Каряева заметила Вику и махнула ей рукой. Вика проскользнула к ним. Рядом с ними оказалась и классный руководитель Вики Альбина Аликова. Оля спала. "Оля много спала, - неодобрительным голосом старшей сестры говорит Вика, - она маленькая, ей не нужно много места. А я не могла даже прилечь".

Когда в пятницу взорвалась первая бомба - похоже, она просто сорвалась с баскетбольного кольца, - по словам Вики, Каряева закрыла собой Олю от взрыва. Когда после взрыва Каряева поднялась, сестры увидели, что она вся в крови. Девочки сказали, чтобы она убегала, но Каряева оперлась на Вику и произнесла: "Спасайтесь сами". Она и ее маленькая дочка погибли. Погибла и учительница Вики Аликова. Во время взрывов сестры были ранены: Вика в ногу, Оля в руку. Два боевика вытолкали их и других заложников в коридор, где уже шла перестрелка, и дальше в столовую. Вика закрывала собой младшую сестру. "Мы были там два часа, если не больше", - говорит она. К счастью, воспоминания девочек отрывочны. А ведь столовая превратилась в место кровавого побоища - в боевиков стреляли из оружия и бросали гранаты. Вика провела Олю через столовую в маленькую кухню. "Я спряталась в одном шкафу, а Олю засунула в другой", - говорит она. Через некоторое время их вывели на свободу русские спецназовцы.

Три недели они провели в той же больнице, где умерла их мать. Домой девочки вернулись 27 сентября. К тому времени 30 человек с их улицы были похоронены. Отец девочек, работающий в водопроводной компании, отдал экскаватор своей компании для рытья могил. В первый вечер дома Вика смотрела, как по местному телевидению показывали списки пропавших без вести: на экране мелькали имена и фотографии людей. Она плакала всю ночь. Оля отказывается смотреть на экран телевизора, когда показывают их школу. У них глубокие шрамы от ран, но обе девочки живы. Старшая сестра отказывается оставлять младшую одну. Среди всех этих бессмысленных и страшных смертей девочки держатся друг за друга.

Пол Куинн-Джадж

Опубликовано 5 октября 2004 года

Перевод веб-сайт ИноСМИ.Ru

Автор: