"Я голосовал за независимость, за будущее нашего государства", - так ответил кандидат в президенты Абхазии Рауль Хаджимба на вопрос о том, за кого он голосовал на первых альтернативных выборах президента, которые в воскресенье состоялись в Абхазии. По данным exit-poll (опрос избирателей, после того как они проголосовали), Хаджимба победил на этих выборах. После того как в 8 часов вечера закрылись избирательные участки, он в эксклюзивном интервью спецкору "Известий" Наталье Ратиани признался: "Это была проверка самих себя, устоев нашего государства, которые мы смогли заложить за прошедшие 11 лет". Но на двенадцатом году независимости перед новым президентом стоят и новые задачи - построить сильную, независимую Абхазию. "Признание придет - оно никуда не денется", - убежден Хаджимба. Также он убежден, что в стране назрели серьезные реформы главного закона республики и всех ветвей власти. "Премьер, - говорит Хаджимба, - не может подчиняться только президенту, а парламент сам трактовать законы, которые принял".
- Выборы - всегда забег на короткую дистанцию, а президентство - на длинную. Какие основные задачи предстоит решить новому президенту Абхазии?
- Самое главное - признание независимости нашего государства. Пусть оно и маленькое, но оно государство. Я уже говорил о том, что о возвращении в состав Грузии речи не идет. Мы там уже были. Не идет также и речи о вхождении в состав России. Но ассоциированные отношения, которые Абхазия намерена выстраивать с Россией, возможны между двумя независимыми и признанными государствами. История знает примеры, когда некогда единые государства цивилизованно разводились и на основе этих обломков создавались новые страны. Чехия и Словакия, государства, созданные на обломках той же Югославии.
Не понимаю, почему на Кавказе такой ход истории не считается возможным. Почему Грузия по-прежнему хочет быть единственной республикой, которая должна быть только единой и неделимой? Почему нельзя добрососедски жить с государством, которое за всю историю своего бытия только 60 лет была в составе Грузии. Неужели там еще не понимают, что решить проблему с Абхазией теми способами, которые озвучиваются сейчас в Тбилиси, не представляется возможным.
- На ваш взгляд, какое самое главное заблуждение в отношении Абхазии у Грузии и какое - у России?
- Грузия до сих пор слишком рьяно озвучивает, что Абхазия - это часть ее территории. Мы еще в 1810 году самостоятельно вошли в состав Российской империи. До нас в состав Российской империи вошла Грузия. Спрашивается: как же так они про это забыли? Это самое большое заблуждение Грузии. В России определенное время были заблуждения - если брать обратно, то брать все. То есть территорию Грузии вместе с Абхазией. Поэтому пытались заполучить такого руководителя Грузии, который повернется лицом к России. Но в истории российско-грузинских отношений достаточно примеров - когда Грузии выгодно, она повернута лицом к России, когда нет - она поворачивается в другую сторону. На мой взгляд, сейчас для России в первую очередь интересны Абхазия и Армения. Но и у самой России должны быть четкие позиции по отношению к этим двум республикам.
- Во внутреннем устройстве страны какие будут ваши первые шаги, если в результате окончательных подсчетов президентом Абхазии станете вы?
- Издам указ о реформировании правоохранительных органов. Все, что делалось за эти 11 лет, делалось для того, чтобы максимально укрепить внешнюю безопасность. Мы направили все силы на то, чтобы не допустить перерастания ситуации в новый конфликт. Но теперь надо обратить внимание и на безопасность внутреннюю. Я не говорю, что надо сократить то или иное министерство. МВД, прокуратура, суд - без этого не обходятся ни в одном государстве. Но каждый должен заниматься своим делом. Это же абсурд, когда прокуратура обладает правом законодательной инициативы. А в Абхазии сейчас так. Необходимо создать новую законодательную базу для их работы. Требования закона должны четко исполняться той или иной структурой, не выходя за рамки определенных полномочий.
- Какие законодательные инициативы внесены прокуратурой?
- Если бы там была хоть одна нормальная законодательная инициатива, то у нас, наверное, не было бы стольких проблем. В Основном законе также не расписано соотношения сил между парламентом и исполнительной властью. Премьер назначается президентом, и никто кроме него не может на него влиять. Это неправильно. Парламент должен утверждать премьера и нести ответственность за все те дела, которые происходят в правительстве. Потом, правом роспуска парламента у нас сейчас никто не располагает. Он толкует те же законы, которые и издает, - это тоже абсурд.
- Фактически вы говорите о том, что назрела смена Основного закона страны?
- Все нужно приводить в порядок и создавать условия для того, чтобы каждая ветвь власти была ответственна за свои действия и не перекладывала при этом ответственность с одних плеч на другие.
- А народ вас поддержит?
- Не думаю, что это вызовет какие-то особые осложнения со стороны людей.
- Ваш главный соперник Сергей Багапш сказал, что он готов сотрудничать с вами, если ему представится такая возможность. Как будут выстраиваться отношения с оппозицией? Может быть, они теневой кабинет захотят создать?
- До теневого кабинета дело, думаю, не дойдет. Надо понимать - мы маленькое государство. Здесь все друг друга хорошо знают. Все позитивное, что будет исходить от оппозиции, будет нормально воспринято. Но демократия должна быть "перевариваемой" обществом. Когда ее слишком много, то может произойти не самое лучшее.
- Но оппозиция заявляла, что выборы нелегитимны, что много нарушений и черного пиара...
- Кто в эти дни был в Абхазии, тот хорошо знает, что весь ход предвыборной кампании был максимально открытым - разве это не проявления самой что ни на есть демократии? Таковыми я считаю и высказывания моих оппонентов.
- Известна притча, что когда Бог раздавал земли, то абхаз опоздал, потому что встречал гостей. Земли ему не досталось, но Богу понравилось, что для абхаза внимание к гостю - важнее собственности. И тогда Бог отдал абхазам кусочек земли, которую оставил для себя. Так абхазы стали жить в стране души. В чем для вас душа Абхазии?
- Душа моей земли в уважении младшего к старшему, уважении к женщине. Но я еще хочу добавить - мы до сих пор опаздываем. Иногда, полностью посвящая себя гостеприимству, мы забываем, что жить нужно немного по-другому - работать, строить государство. Что закон превыше всего.
Наталья Ратиани
Опубликовано 4 октября 2004 года