Что заставило меня вынести в заголовок згой публикации старый-престарый, надоевший-пренадоевший лозунг советских времен, когда выборы любого уровня были ритуалом, "почетной", но при этом бессмысленной обязанностью граждан СССР?
А то, что сегодня у нас в Абхазии лозунг этот актуален как никогда. Если раньше, добиваясь максимальной явки избирателей, советская власть занималась самогипнозом (больше явка - больше демократии), то теперь максимально большее число проголосовавших нужно нам для того, чтобы: а) выборы были признаны состоявшимися; б) меньше была возможность фальсификации их результатов; в) чтобы ощущать, что наш будущий президент выбран действительно большинством народа...
При тех проблемах, которые существуют сейчас в республике (очень многие прописаны в одном месте и должны там голосовать, а фактически проживают в другом и т.д.) от электората в наших условиях требуется не просто желание проголосовать, но и известные усилия для этого.
Большие надежды сегодня в нашем обществе возлагаются на Лигу избирателей "За честные выборы", члены которой намерены очень серьезно отслеживать ход голосования и все возможные нарушения.
Как полагает большинство наблюдателей, основная борьба на выборах развернется между ставленником, как его часто называют, ныне действующей власти Раулем Хаджимба и выдвинутым съездом ОПД "Единая Абхазия" и поддержанным политсоветом ОПД "Амцахара", а затем и "Айтайра", а также ФНПРА Сергеем Багапшем, которого можно назвать кандидатом от объединенной оппозиции.
На стороне первого вся мощь так называемого административного ресурса; "благословение" ныне действующего Президента Владислава Ардзинба; недавняя растиражированная в электронных СМИ и на красочных плакатах встреча с Путиным, многими воспринятая как прямое свидетельство предпочтений Кремля, и пр. Против него - копившееся все послевоенные годы недовольство народа тяжелым экономическим положением; неверие в то, что он может стать "абхазским Путиным" (тот, как известно, технично и тактично, сумев избежать обвинений в вероломстве и неблагодарности, сумел оттеснить от власти членов Семьи) и сплотить общество; его неубедительность во многих моментах предвыборных словесных баталий (когда его группа поддержки выглядела посильнее самого кандидата. И наконец взорвавшаяся на этой неделе информационная бомба, ставшая предметом обсуждения на собрании представителей ОПД "Единая Абхазия", "Амцахара", "Айтайра" и Федерации Независимых Профсоюзов РА во вторник 28 сентября, - о том, что во время событий 1989 года "профессиональный долг" его как сотрудника КГБ превалировал на долгом абхазского патриота. Прозвучавшее на Абхазском телевидении опровержения были не слишком убедительны; некоторые из них прозвучали так невнятно, что лучше бы для Р. Хаджимба их вообще не было. А главное: многие ожидали, но так и не дождались его личных четких и ясных разъяснений на AT.
На стороне второго - прежде всего вся мощь - голосования людей, уставших ждать перемен к лучшему. Важно и то, что Раулю Джумковичу противостоит не только Сергей Васильевич, но и целый триумвират - С. Багапш - С. Лакоба - А. Анкваб, в котором каждый еще не так давно рассматривался обществом как один из наиболее реальных претендентов на лидерство. (Кстати, может, кто-то из читателей помнит мои несколько идеалистические рассуждения с полгода назад о том, какую великолепную команду могли бы составить многие потенциальные претенденты на президентское кресло - если б вдруг они объединились; так вот, частично это на данном этапе произошло!) Наряду с большим числом избирателей, которые наверняка будут голосовать за этот триумвират, существуют и те, в которых борются связанные с ним надежды на радикальные перемены в стране к лучшему и сомнения и опасения, которые посеяли в части электората "партия власти" и ее подручные в лице разнообразных Андреев Смирновых.
Многие полагают, что в спор двух фаворитов предвыборной гонки вполне может вмешаться и третий - Сергей Шамба, "за" которого, в частности, его известные обществу заслуги в национально-освободительном движении.
Не собираются быть статистами Анри Джергения и Якуб Лакоба с их командами. И многие сегодня в Абхазии склоняются к мысли, что без второго тура выборов нам вряд ли обойтись...
Как-то сразу после Олимпийский игр в Афинах я писал в нашей газете, что в отличие от спортивных состязаний занявший второе, третье и т. д. места в борьбе за пост главы государства не получает ничего. Но это, конечно, не совсем так. Человек, облеченный доверием значительной части населения страны, получает статус, который поважнее иных постов и портфелей. (Вспомним, к примеру, как резко вырос политический вес генерала Лебедя после того, как на президентских выборах в РФ 1996г. он по числу набранных голосов занял третье место.)
Нельзя исключать, что итоги голосования 3 октября многим покажутся неожиданными. И уж наверняка еще большее количество людей категорически не удовлетворят. Можно не сомневаться, что будут заявления о нарушениях закона, подтасовках... Все это, увы, неизбежная цена и дань демократии... Но самое важное - чтобы ситуация оставалась в рамках правового поля.
Увы, несмотря на все заверения в начале предвыборной кампании, что кандидаты и их команды настроены на чистую борьбу, кампания эта у нас все же "свалилась" в крутое лике взаимных обвинений, упреков, выпадов...
Причем в этом не обвинишь самих кандидатов: они ведут себя, как правило, корректно и только обороняются. Однако недостатка в весьма агрессивных соратниках и тех, кто готов задавать соперникам "острые" вопросы, испытывать претендентам не приходится.
Множество таких вопросов прозвучало во время дебатов с участием кандидатов на AT. Мне кажется, Абхазское телевидение на прошлой неделе в целом весьма неплохо справилось с этим новым для себя жанром. А острые вопросы, даже если они основывались на ложных слухах, отражали реально циркулирующие в обществе мнения. И поэтому они должны были быть заданы, дабы телезритель мог сопоставить их и убедительность ответов кандидатов.
Впрочем, все это и многое другое мы "проходили" уже на экранах телевизоров, наблюдая за ходом предвыборных баталий в соседних странах, прежде всего в России. Но в Абхазии ситуация резко усугубляется ее непризнанным статусом и постоянной угрозой вмешательства в наши внутренние дела со стороны Грузии, вплоть до попыток решить "проблему восстановления территориальной целостности" военным путем.
В умах у части людей, как я заметил, царит сегодня сумятица. Их одолевают сомнения: за "вчерашний день" они голосовать не хотят, а "новый" пока не могут четко себе представить. Эта часть электората так пока и не решила, за кого будет голосовать 3 октября. И именно за их умы и сердца, за их голоса идет сейчас наиболее напряженная борьба.
А воскресенье все ближе...
Виталий Шария
Опубликовано 1 октября 2004 года