Абхазия впервые в своей истории переживает альтернативные выборы главы государства. Соревновательный процесс на право обладания президентским креслом уже сейчас, можно сказать, обошелся кандидатам в копеечку. Кто во сколько оценил свое право быть первым? "Чегемская правда" проводит визуальный анализ оценки предвыборной кампании каждого из кандидатов.
Согласно существующему закону о выборах президента, на избирательную кампанию каждому из кандидатов государство отпускает 3 тысячи минимальных оклада, то есть, переводя это правило на более знакомый язык денежных купюр, выйдет 180 тысяч российских рублей. По закону, это максимальная сумма, которую может затратить претендент на руководство страной. Однако, как правило, кому-то закон писан, а кому-то нет. У кого-то есть деньги, у кого-то их нет. В общем, равные условия можно найти только в теоретических разработках основоположников марксизма-ленинизма, и то только в некоторых. Короче говоря, удовольствие порулить государством стоит недешево. Соблазн обладания всеми рычагами власти и ресурсами страны велик, и у некоторых кандидатов он берет верх над законопослушностью, естественно, при наличии все тех же банальных денег. Аля ведения предвыборной кампании наши пять кандидатов в президенты используют разные методы и средства ведения агитации.
СМИ
Самый доступный и эффективный - телевизионный эфир государственного канала, предоставляется бесплатно. За все остальное приходится платить. Средняя цена рекламной полосы в независимых газетах стоит 3 тысячи рублей. Этот ресурс использовали все претенденты. Как ни странно, меньше всех потратился на это дело кандидат от власти Рауль Хаджимба - всего один раз. Правда он и другой фаворит гонки Сергей Багапш нашли возможность профинансировать разовые издания, ранее либо никогда не выходившие, либо издающиеся по большим праздникам, когда, как говорится, дадут денег. Если в поддержку Багапша была отпечатана лишь одна газета - "Вести Абхазии", то на Рауля Джумковича поработали газеты "Айдгылара", "Новый день", и "Еицваджаа". В среднем, газетная агитация обошлась кандидатам в сумму от 15 до 70 тысяч рублей. Если эти затраты, как правило, легализованы и, скорее всего, будут отражены в представляемых в центризбирком бюджетах, то затраты на так называемый "черный пиар" такой фиксации не подлежат - не принято. Здесь уже используется "конвертная" отчетность. В абхазском варианте слив компромата, в основном, осуществляется через российские СМИ. К концу прошлой недели редакция "Чегемской правды" насчитала семь подобных материалов. Интересная деталь: все они по своей направленности были посвящены только одной команде, в которую входят Сергей Багапш, Станислав Лакоба и Александр Анкваб. В них Сергей Багапш и его соратники представляются как организация, которая якобы только спит и видит, как втащить Абхазию в лоно Грузии, финансируется, естественно, на грузинские деньги, а Станислав Лакоба, ко всему прочему, лично обласкан Фондом Сороса.
В общем, сплошной бред. Если в первых шести статьях журналисты (к моему сожалению, коллеги по перу бывают разные, впрочем, как и кандидаты в президенты) не отличались какими-то изысками и были похожи друг на друга, словно списывали с одного услужливо подсунутого конспекта, то пятничный материал в "Московской правде" по своей фантастичности переплюнул всех. Автор статьи, ко всем вышеизложенным грехам, приплел к Александру Анкваб турецкие спецслужбы, активную связь с исламскими фундаменталистическими организациями, изобразил его наркобароном, человеком, собирающимся устроить геноцид армян и т.д. В этих же материалах в роли Мессии, способной спасти Абхазию, преподносится лишь один кандидат. Догадаться, кто он, совсем несложно. Отпущенные в его адрес эпитеты столь масштабны, что бери его, нашего кандидата, и сразу канонизируй. Сколько стоит подобного рода "черный пиар", трудно сказать, но, если верить смете расходов одного из предвыборных штабов, составленной под грифом "совершенно секретно", каждый подобный материал оценивается в полуторы тысячи долларов. Умножаем их на семь (сколько будет их - еще неизвестно, но будем считать по факту), и выходит 10,5 тысяч долларов в рублевом эквиваленте - почти 300 тысяч рублей. Итак, кандидаты в президенты, за десять дней до начала выборов, на агитацию или контрагитацию в СМИ затратили от 15 до 370 тысяч рублей.
Наглядная агитация
В первые две недели агитационной кампании, судя по расклеенным по всей республике плакатам, у нас на президентский пост баллотировалось лишь три кандидата - Рауль Хаджимба, Сергей Багапш и Сергей Шамба. Якуб Лакоба и, как ни странно, Анри Джергения в этом компоненте агитации были чрезвычайно инертны.
Кстати говоря, согласно официальной декларации, представленной в ЦИК, Джергения - самый самостоятельный кандидат. На его банковском счете находится 50 000 долларов США. Но, несмотря на это, он, как Якуб Лакоба, засветился на магазинных витринах и стенах домов лишь с середины сентября. Впрочем, и их позднее появление оказалось весьма скромным. У Джергения и Лакоба всего лишь по два вида плакатов. По количеству видов наглядной агитации всех переплюнул Рауль Хаджимба. Со всех стен, витрин, подъездов, столбов и всяких возможных предметов, куда можно налепить плакат, на нас смотрит в разных видах Рауль Джумкович. То он на фоне детей, то смеется в кругу кавээнщиков, то, с перекинутым через плечо пиджаком, пытается стать более доступным, то он ведет беседу о проблемах ветеранов с самим Путиным, то он вместе с кандидатом в вице-президенты Виталием Смыр...
В общем, страна узнала Джумковича во всех возможных ипостасях. Когда он уставал, его подменял на агитационных плакатах портрет действующего президента Владислава Ардзинба. Кроме того, существуют плакаты с предвыборным слоганом "Ардзинба, Хаджимба и Апсынра", и другой плакат с цитатой из стихотворения Баграта Шинкуба. Правда, определить, каким образом данная полиграфическая продукция агитирует за кандидата - чрезвычайно сложно.
По расценкам краснодарской типографии стоимость одного экземпляра плаката, изданного тиражом от 1 тысячи экземпляров и выше, колеблется в размере от 30 до 150 рублей. Трудно судить о тиражах всевозможных плакатов, и здесь дело не только в масштабах охваченной территории, но и в обычном хулиганстве. Практически каждый день по городу носятся бригады мальчишек, поддерживающих те или иные штабы, срывают рекламную продукцию конкурирующих "фирм" и, по возможности на том месте, где был запечатлен чужой кандидат, пытаются приклеить фото своего избранника. Если с определением точного тиража полиграфической продукции возникают проблемы, то визуальный анализ соотношения "плакатного" показателя у кандидатов определить можно. Аутсайдерами в этом деле являются Джергения и Лакоба. Разов в пять больше агитационной продукции у двух Сергеев - Багапш и Шамба. На таком же расстоянии от них находится и несомненный лидер по количеству настенных ликов Рауль Хаджимба. В стороне от лицезрения его предвыборных плакатов не осталась ни одна улица, ни один переулок, ни один дом".
Самая дорогая вещь наглядной агитации, - огромные баннеры, оказалась по карману лишь двум кандидатам - Раулю Хаджимба и Сергею Шамба. На каждого из них, по подсчетам "Чегемской правды", приходится примерно по десять щитов, правда, по оценкам специалистов, качество агитирующей продукции Хаджимба значительно выше, чем у экс-министра иностранных дел. Баннеры Шамба, в отличие от премьерских - бумажные, и стоят они раза в три дешевле - примерно 150-200 долларов. Соответственно, каждый щит Хаджимба оценивается в 500-600 долларов. Итого, у Шамба примерные расходы на баннеры составили 1,5-2 тысячи долларов, у Хаджимба - 5-6 тысяч долларов.
"Эксклюзивом" штаба Хаджимба являются бесплатные футболки и кепки с призывом голосовать за их кандидата. Один комплект обходится примерно в 150 рублей. Количество не известно.
Агитационные концерты и увеселительные мероприятия
В этом пункте Рауль Джумкович вновь оказался в гордом одиночестве. Никто из его конкурентов не воспользовался столь популярным у молодежи видом халявы, как организация предвыборных концертов и дискотек.
Грандиозный для маленькой Абхазии коктейль из футбольного матча между сборной ветеранов СССР и Абхазии и выступления звезд (пусть и не первой свежести), российской эстрады, вероятно, также обошелся его организаторам в копеечку.
В России подобного рода выездные концерты с пятью-шестью исполнителями оцениваются примерно в 15 тысяч долларов. В эту стоимость входит оплата не только "звезд", но и тех, про кого обычно говорят - "тащит рояль", то есть, обслуживающий технику персонал. Оплата услуг почетных ветеранов футбола садится примерно в ту же сумму - 15 тысяч долларов. Итого, в сумме 30 тысяч "зеленых". Разговоры о бесплатной поддержке оставим для наивных.
Все вышеперечисленное - это видимая часть большого айсберга, называемого "предвыборной кампанией". За кадром остаются финансовые траты за лояльность влиятельных людей и групп, подарки различным учреждениям в виде оргтехники и автомобилей и т.д.
В общем, если суммировать все вышесказанное, чтобы занять на пять лет кресло президента, придется серьезно выложиться. В нынешней ситуации речь идет о сумме примерно в 1,5-2 миллиона долларов, это 10-15 процентов государственного бюджета. Эти бы деньги бросить на строительство сельских школ, зарплату учителям...
Инал Хашиг
Опубликовано 28 сентября 2004 года