16:26 / 29.09.2004После "каникул" в лагере Басаева кавказец взорвал себя в метро

Во вторник прокуратура Москвы назвала фамилию террориста, взорвавшего в феврале этого года поезд метро на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", в результате чего погибли 42 человека, включая исполнителя теракта. Молекулярно-генетическая экспертиза показала, что это 20-летний житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев. Предварительная информация о личности террориста-смертника появилась у следствия еще несколько месяцев назад, сообщили "Известиям" в прокуратуре Москвы. В ходе расследования была получена оперативная информация, что исполнителем теракта мог быть некто Ижаев Анзор Азрет-Алиевич, 1983 года рождения, житель Карачаево-Черкесии. Для того чтобы проверить эту информацию, следствие назначило молекулярно-генетическую экспертизу. У следствия было 5 фрагментов тела предполагаемого исполнителя теракта. Сотрудники столичной прокуратуры выехали в Карачаево-Черкесию, встретились с матерью Анзора Ижаева и взяли у нее образцы крови для проведения сравнительного анализа. Экспертиза с точностью 99,9% установила, что найденные фрагменты тела принадлежат Анзору Ижаеву.

Из бесед с родственниками Ижаева выяснилось, что 28 января этого года он выехал поездом из Нальчика в Москву, а в столицу прибыл 30 января. Однако, как сообщили "Известиям" в МВД Карачаево-Черкесии, мать Анзора утверждает, что сын звонил ей из Москвы уже после того, как произошел взрыв в метро. Впрочем, к этой информации следствие относится критически.

Анзор Ижаев родился 28 сентября 1983 года в Целинограде. Затем семья перебралась в Карачаево-Черкесию, и последнее время они жили в селении Терезе Малокарачаевского района. Этот небольшой аул известен тем, что многие его жители принимали участие в террористических акциях.

- С 3 апреля 2004 года Анзор Ижаев числится в федеральном розыске, а фактически мы искали его с марта, - сообщил "Известиям" старший следователь по особо важным делам управления Генеральной прокуратуры РФ по Северному Кавказу Михаил Лапотников. - В розыск он был объявлен за участие в незаконных вооруженных формированиях, хотя сведений о его участии в боевых действиях у нас нет. В конце мая 2003 года он проходил подготовку в отряде "Талибан" (организация запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), которым руководил Шамиль Басаев. Базировался он в горном массиве на границе Чечни и Ингушетии. Подготовка боевиков там велась основательно: обучали владению различными видами оружия, ведению разведки, минно-взрывному делу, строительству оборонительных сооружений... В лагере велась и серьезная религиозная обработка. Их не только учили воевать, но и присматривались, кто будет наиболее подходящей кандидатурой на роль террориста-смертника, кто настолько фанатичен. Ижаев в этом направлении подавал наибольшие надежды по сравнению с остальными - вот его и использовали. Все его земляки после обучения вернулись к месту проживания, а он остался. И никто не знал, где он. Теперь вот известно.

Во вторник же в прокуратуре Москвы сообщили о ходе расследования другого теракта - взрыва около гостиницы "Националь" в декабре прошлого года, когда погибли 6 человек. В результате криминалистической экспертизы выяснилось, что смертницей могла быть Хедижи Мангериева, 1979 года рождения, жительница чеченского села Курчалой. По фотографии оторванной взрывом головы (лицо женщины практически не пострадало) Мангериеву опознали родители - Рамзан и Малика Магомадовы. Кроме того, в Институте криминалистики ФСБ была проведена экспертиза обуви террористки. Анализ показал, что в ней ходили в степных и предгорных районах Северного Кавказа, в том числе и в восточных районах Чеченской Республики. У матери Хедижи Мангериевой были получены образцы крови для молекулярно-генетической экспертизы, которая пока не завершена.

В УФСБ по Чечне "Известиям" сообщили, что Хедижа была вдовой Руслана Мангериева, одного из полевых командиров, убитого летом 2003 года в бою у чеченского селения Автуры. Вероятно, она стала смертницей, чтобы отомстить за мужа. При этом в УФСБ отметили, что террористок из числа вдов погибших боевиков становится все меньше - их место занимают смертницы новой волны.

- Девушек чаще всего вербуют, обещая взять в жены, - сообщили "Известиям" в УФСБ. - Предлагают, например, выйти за ваххабита, как это было в случае с жительницей Шали 16-летней Медни Мусаевой. Она готовилась к теракту, но нам удалось его предотвратить, 7 сентября мы ее взяли. На три дня девушку забрали, пообещав жениться. А по чеченским обычаям три дня девушку не ищут - считается, что ее могли похитить с целью замужества. Но если после этого срока родителям не объявляют, что собираются взять девушку замуж, то она считается нечистой, неверной, а это позор на всю семью. Для родственников она - как отверженная. Если вернется домой, ей жизни не будет - возможно, даже в прямом смысле. Куда ей деваться? Поэтому она и вынуждена идти в смертницы. 

Владимир Перекрест

Опубликовано 29 сентября 2004 года

Автор: