15:07 / 27.09.2004Нателла Акаба: "Любая попытка фальсификации результатов голосования для наших властей будет означать окончательный политический кpax"

По мере приближения даты президентских выборов страсти в обществе накаляются. Порой кажется, что мы все больше теряем возможность судить о происходящем осмысленно. Да и нелегко сохранять выдержку и трезвость суждений в вихре предвыборных баталий, порой смахивающих на настоящую истерию. И в этой ситуации трезвый взгляд на разворачивающиеся в стране события был бы как нельзя кстати. Поэтому сегодня мы решили поговорить о перипетиях предвыборной гонки с человеком, всегда отличавшимся здравой логикой в суждениях - с известным общественным деятелем, руководительницей Ассоциации Женщин Абхазии Нателлой Акаба.

- Нателла Нуриевна, сейчас наша оппозиция пытается выиграть выборы, объединившись в альянс. Однако у многих возникает ощущение некоторой неестественности этого объединения. Все-таки, создатели этой предвыборной коалиции - слишком разные люди. И поэтому нелишне задаться вопросом, а насколько жизнеспособным окажется их объединение в случае успеха на выборах?

- Создание альянса - это совершенно нормальное явление. Несмотря на то, что, как вы выражаетесь, это объединение разных людей, они объединены обшей целью, и им  вполне по силам ее достичь. Насколько я знаю, этот альянс создавался на определенных условиях, которые кропотливо согласовывались, и дело даже не в распределении должностей, а в согласии позиций относительно того, в каком направлении будет проводиться работа уже после выборов. В общем, я не думаю, что этот альянс сколочен наспех. У объединенной оппозиции наверняка есть согласованные планы на будущее.

- Но, опять же, насколько идеологически близки движения, объединившиеся в альянс? Ведь "Единая Абхазия", на мой взгляд, - это объединение номенклатуры - довоенной и послевоенной, об идеологии "Амцахара" вообще трудно судить, так как эта организация формировалась по признаку участия в боевых действиях, а у "Айтайра" имидж либерального движения...

- Ну, насчет либеральности "Айтайра" я готова поспорить. Если и судить об идеологической составляющей этой организации, то, как мне кажется, уместнее говорить об идеологии социал-демократического толка. Вообще, институты демократии в нашей стране пока еще не настолько развиты, чтобы политические пристрастия у граждан формировались исходя из приверженности тем или иным идеологическим установкам. Программные установки движений очень схожи. Да и не надо забывать, что у нас речь идет не о партиях, а об общественно-политических движениях. Идеологическая составляющая этих движений пока весьма размыта, она строится лишь на принципе необходимости реформ, кардинальных  преобразований. Вероятно, со временем у этих движений все же сформируется определенная идеологическая составляющая, и сами они образуют систему многопартийности в стране. Пока же оппозиция объединена единой целью - заменить собой нынешнюю неэффективную власть. Кстати говоря, сама эта власть сделала все, для того чтобы шансы оппозиции заметно возросли...

- Что Вы имеете в виду?

- Я говорю о решении Центризбиркома не регистрировать Александра Анкваб в качестве кандидата на президентский пост. Зарегистрируй они его, и сейчас силы оппозиции были бы раздроблены. Это заметно увеличило бы шансы кандидата от власти. А так, наш Центризбирком, фактически, объединил оппозиционные силы. Вообще, для меня удивительно, что наша власть не сумела просчитать вероятность подобного развития событий, хотя было бы очевидно, что в случае снятия Александра Анкваб с дистанции подобная вероятность очень велика. Это еще раз свидетельствует о низкой способности наших властей логически осмысливать  происходящее, строить планы на основе ситуации. По сути, выходит, что управляемость нашего  Центризбиркома в итоге  обернулась  против тех же, кто им управляет. Вообще, очень печально, что в столь  судьбоносный для нашей страны  момент наше общество так и не смогло добиться того, чтобы в стране действительно независимая  и объективная  центральная избирательная комиссия. А ведь в том, что представляет из себя ее руководитель, было известно еще со времени парламентских выборов, когда Сергей Макарович Смыр, проявив  недюжинное усердие, сделал все для снятия с дистанции неугодных власти кандидатов. Впрочем, я не исключаю, что в случае смены власти, этот человек с таким же усердием будет служить и новому руководству. Остается надеяться - у новых властей способности этого человека не будут востребованы...

Еще меня очень настораживает, что наши власти отказали во въезде в Абхазию группе международных экспертов, которые  планировали провести мониторинг  выборов. А ведь их приезд хоть  в какой-то степени  придал бы  президентским выборам в Абхазии   легитимность в глазах мирового сообщества.

- Какова роль России в наших выборах? Как вы оцениваете события последних недель, ту же встречу в Дагомысе между Путиным и Хаджимбой? Не кажется ли вам, что российское руководство дало тем самым понять, кого оно хочет видеть следующим президентам Абхазии?

- Главное для России - чтобы к власти здесь пришел лояльный по отношению к ней человек, пользующийся авторитетом в Абхазии. По большому счету, в Кремле хорошо знают, что среди кандидатов в президенты Абхазии нелояльных России людей нет. Что касается встречи в Дагомысе, то не надо забывать, что она проводилась в рамках обсуждения проблем ветеранских организаций. Конечно, политическая подоплека в ней была, но я думаю, здесь речь идет не о демонстрации поддержки отдельного кандидата, а, скорее, об очередном политическом "предупреждении" грузинскому руководству.  Политика России весьма многовекторна, и поэтому вполне можно допустить наличие в ее руководстве отдельных групп, поддерживающих  того или иного кандидата. Но я бы не стала  рассматривать дагомысскую встречу, именно в этом контексте.

Другое дело, что сейчас штаб Жаджимба очень активно использует ее в предвыборных целях. Впрочем, этого и следовало ожидать. С эксплуатацией темы паспортов, российских пенсий и возобновления железнодорожного сообщения сложилась и вовсе анекдотическая ситуация. По крайней мере, уже три кандидата активно причисляют этот позитив к своим заслугам. Хотя, по-моему, особо гордится нечем. Ведь понятно, что и пенсии, и паспорта, и поезд, - это следствие большой геополитической игры, в которой Абхазии  отводится далеко не главная роль. Если и записывать это кому-то в заслуги, то скорее, не нашим кандидатам в президенты, а Михаилу Саакашвили и его предшественнику, которые умудрились в конец испортить отношения с Россией.

- Однако нынешние предвыборные баталии не ограничиваются лишь рекламной собственных заслуг. К сожалению, имеет место и т.н. "черный пиар"....

-Да, и это очень прискорбно. Есть факты, когда некие материалы, дискредитирующие материалы, извлекаются из Интернета, компонуются в виде статей, тиражируются и распространяются среди населения.

При этом люди, использующие подобные технологии, не останавливаются не перед чем, выводят себя за грань морали и нравственности, строя грязные домыслы на отдельных фактах из биографии своих политических оппонентов, запуская гнусные сплетни об их личной жизни. Думаю, что подобные методы в итоге вполне могут сыграть против тех же, кто их использует. Вообще, не надо забывать, что мы живем в маленькой стране, где все друг друга знают. Выборы пройдут, а мы останемся, и нам надо будет смотреть друг другу в глаза. Так зачем же загонять себя в угол?!

Вообще, сейчас все так увлеклись выборами, что перестали предавать значение происходящим вокруг Абхазии событиям, которые могут иметь для нас весьма неприятные последствия. Например, наши власти, фактически, оставили без внимания тот факт, что недавно Грузия обратилась в Гаагский трибунал с иском, требующим признать "геноцид грузинского населения в Абхазии". Мы должны были отреагировать немедленно, но реакции не последовало. А ведь всю войну и после ее  окончания мы занимались сбором материалов о фактах этнически мотивированных убийств, истязания, изнасилования, грабежей и т.д. происходивших на оккупированных войсками Госсовета территориях Абхазии. Вот это как раз и был настоящий геноцид, и у нас есть масса доказательных документов. Не надо забывать, что мы, фактически, находимся в состоянии войны, и наши враги проводят очень активную работу, для дискредитации Абхазии в глазах мирового сообщества. Но в этом плане мы почему-то всегда оказывались в роли догоняющих. А если ты на шаг позади, значит ты всегда будешь в оборонительной позиции. И из-за неумения давать отпор идеологическим нападкам противника и формировать позитивный имидж Абхазии, мы добились меньшего, чем могли бы. Достаточно сказать, что за эти 11 лет мы так и не смогли добиться признания нашей независимости хотя бы одним государством!

- Но вернемся к теме выборов. Увлечения ими стало настолько повальным, страсти накалились в такой степени, что в пору задаться вопросом, удается ли удержать ситуацию под контролем, уже после оглашения результатов? Сторонники кандидата от власти абсолютно уверены в своей победе, а многие сторонники оппозиции, из числа рядовых избирателей, - что победа Хаджимба будет свидетельствовать лишь о фальсификации результатов голосования. У меня есть опасения, что в какой-то момент проигравший кандидат не сумеет удержать в правовом русле эмоции своих сторонников....

- Если есть выигравшая сторона, значит есть и проигравшая. Мне кажется, кандидатам вполне под силу контролировать свой электорат, да и опять же жизнь этими выборами не заканчивается. А что касается возможных нарушений, то очень большая надежда на созданную недавно, но уже уверенно заявившую о себе Лигу избирателей "За честные выборы". Надеюсь на их активную работу.  В любом случае нашим властям опасно рассчитывать, что сознательно допущенные нарушения останутся без внимания общества. Любая попытка фальсификации результатов голосования для наших властей будет означать окончательный политический крах. Надеюсь, они отдают себе в этом отчет...

- И, наконец, очень некорректный вопрос - а на чьей стороне ваши симпатии?

- Знаете, мне всегда импонировали люди, умеющие договариваться, искать и находить компромиссы. То, что наша оппозиция сумела объединиться, свидетельствует об ее политической зрелости, о готовности сообща нести ответственность за судьбу страны. Это также дает надежду на то, что, придя к власти, они смогут примирить непримиримых. Тем более что там много моих коллег друзей, по тому старому довоенно-военному парламенту. А я друзей не придаю...

Редакционная статья

Опубликовано 21 сентября 2004 года

Автор: