Пассажиры и экипаж российского самолета в очередной раз отказались отправляться в полет вместе с людьми, показавшимися им подозрительными. На этот раз инцидент произошел в ночь на четверг в аэропорту "Домодедово" во время посадки на рейс Москва-Хургада. Это далеко не первый подобный случай. Ранее "подозрительных" пассажиров высаживали из самолетов, направлявшихся в Москву 1 сентября из Египта и 20 сентября с Кипра. Юристы считают, что это явное нарушение прав пассажиров со стороны авиакомпаний.
В ночь на четверг при посадке в самолет Ту-154 "Красноярских авиалиний", выполнявший чартерный рейс N 2331 Москва-Хургада, внимание пассажиров привлекли несколько человек кавказской, как им показалось, внешности. Это были двое мужчин, женщина и маленький мальчик. В самолет они вошли позже других, поскольку ранее ими заинтересовалась служба безопасности аэропорта, которая тщательно досмотрела их багаж и проверила документы.
Однако то, что "не такие" пассажиры зашли в салон позже остальных, еще больше усилило подозрительность основной массы курортников, направлявшихся в Хургаду. Они стали дружно настаивать на том, чтобы "подозрительных" высадили из самолета.
Учитывая серию недавних терактов, командир экипажа вызвал службу безопасности. Всех пассажиров вывели обратно в аэропорт для дополнительной проверки. "Подозрительных" досмотрели с особой тщательностью. В их отношении был проведен даже личный досмотр, причем в присутствии остальных пассажиров. Тем не менее многие из них продолжали настаивать, чтобы "кавказцев" высадили из самолета. В итоге после более чем 4 часов безуспешных переговоров "не таких" пассажиров попросили покинуть лайнер. Им пришлось дожидаться следующего рейса, который вылетал в Хургаду только в 14.35. На этот раз служба безопасности сделала все, чтобы у отверженных пассажиров не возникло проблем.
В "Красноярских авиалиниях" с явной неохотой рассказывают о ночном происшествии.
- То, что устроили пассажиры, - это настоящий дебош, - сказала "Известиям" руководитель пресс-службы авиакомпании Ольга Трапезникова.
- В принципе к зачинщикам такого безобразия должны применяться какие-то административные меры, но сейчас наша компания не планирует подобных действий, - продолжает Ольга Трапезникова. - Четверо человек, которых высадили из самолета, - жители Дагестана. Они заблаговременно купили билеты через турагентство "Мострэвел". Прошли регистрацию. В некоторых СМИ говорится, что у женщины на голове был платок, из-за которого ее могли принять за террористку, но, как сообщили мне сотрудники нашей компании, все четверо были одеты совершенно обычно. И вели себя абсолютно адекватно. Однако, когда эти люди оказались в самолете, пассажиры подняли панику и потребовали, чтобы их вывели из самолета. Переговоры длились более четырех часов, и в конце концов турагентство приняло решение снять их с рейса.
Это не первый случай, когда бдительные пассажиры отказываются лететь с теми, кто своей непохожестью вызывает у них подозрение. Впервые такая ситуация возникла 1 сентября в Египте во время рейса "Шарм-эль-Шейх-Москва". Тогда пассажиры потребовали высадить двух женщин-чеченок, которые вызвали подозрение тем, что, едва войдя в салон, отправились в туалетные кабинки и заперлись. А в минувший понедельник похожая ситуация возникла на Кипре - при посадке на рейс "Ларнака-Москва". Азербайджанец разговорился с армянином. Армянин, как оказалось, когда-то жил в Баку и, чтобы сделать приятное собеседнику, перешел на азербайджанский язык. Услышав незнакомую речь, пассажиры дружно заявили, что лететь с двумя подозрительными кавказцами в одном самолете не будут. За мужчин вступился пассажир по фамилии Петров, однако остальные курортники потребовали высадить и его. Невезучая троица провела на Кипре лишние сутки.
- Это - явное ущемление прав тех пассажиров, которых другие принудили отказаться от полета, - прокомментировал ситуацию "Известиям" руководитель юридического агентства "Персона Грата" Георгий Мохов, его агентство специализируется на разрешении конфликтов в области туризма и перевозок. - Кому лететь, а кому нет, слава богу, не решается общим собранием пассажиров. Если у человека есть билет и он не создает угрозы безопасности полета, то нет оснований для его снятия с рейса. На борту все решает командир экипажа - это положение закреплено во многих инструкциях. Он может не допустить вызвавшего подозрение пассажира до полета без объяснения причин. Но потом, если тот подаст иск, командиру придется объяснять свое решение. Ссылки на давление со стороны пассажиров, думаю, не убедят суд. А вот отсутствие претензий к "подозрительным" со стороны службы безопасности, наоборот, может убедить суд в обоснованности иска. Отвечать перед пассажиром должна авиакомпания, хотя, возможно, первоначальный иск можно подать к турагентству.
Некоторые агентства, подметив опасную тенденцию пассажирских самосудов, уже стараются обезопаситься. Показательный случай произошел с одной уроженкой Грозного. С двумя детьми она отправлялась в Париж. По словам Мохова, агентство, через которое был куплен тур стоимостью $15 тысяч, взяло с женщины расписку в том, что если по требованию пассажиров она будет высажена из самолета, то претензий к турагентству предъявлять не будет.
В российских аэропортах вводят собеседования
В четверг министр транспорта Игорь Левитин провел заседание госкомиссии по расследованию причин катастроф Ту-134 и Ту-154, где были "одобрены рекомендации для повышения уровня авиационной безопасности". Госкомиссия рекомендовала внести в руководство по производству досмотра пассажиров требования об обязательном психологическом тестировании - профайлинге. Личный досмотр в обязательном порядке решено проводить с применением детекторов следов взрывчатых веществ. Предлагается также оборудовать входы в здания аэропортов пунктами досмотра, оснащенными спецтехникой. Обязательному контролю будет подвергаться все: пассажиры, провожающие и просто посетители аэровокзалов.
В аэропорту "Пулково" Санкт-Петербурга профайлинг, уже успешно работающий в США и Израиле, только запускается. В рамках этой системы составлен небольшой список вопросов. Во время досмотра специально обученные люди, которых в "Пулково" уже 36, в зависимости от того, насколько подозрительным им покажется человек или его поведение, задают специально разработанные вопросы. Исходя из полученных ответов и реакции, специалисты решают, допустить пассажира на борт самолета или нет.
В московском аэропорту "Домодедово" профайлинг в той или иной форме существует уже давно. В ближайшее время его эффективность будет усилена введением речевых анализаторов. Эти приборы по тембру голоса способны определять психоэмоциональное состояние пассажира, проходящего контроль. Соответствующие индикаторы помогут психологам выявлять тех, кто "задумал что-то нехорошее".
Владимир ПерекрестОпубликовано 24 сентября 2004 года