Серия террористических актов, происшедших в последние месяцы, вызвала активизацию экстремистских групп. Бритоголовые граждане нашей страны решили ответить террором на террор, но отчего-то признали базами террористов предприятия общепита.
Поздно вечером 18 сентября в московском метро группа коротко стриженных молодых людей с криками: "Это вам за теракты!" напала на 42-летнего азербайджанца И. Абдуллаева, 29-летнего армянина Б. Погосяна и 27-летнего уроженца Таджикистана З. Додоженова. В результате все трое получили множественные переломы, ушибы и ножевые ранения. Правоохранительные органы тут же возбудили уголовное дело "по факту хулиганства". Спустя сутки прокуратура переквалифицировала деяние на статью "возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды", а также "умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью" и "хулиганство".
Обращает на себя внимание несомненная организованность нападавших. Свидетели утверждают, что налетчики действовали согласованно: несколько человек постарше отдавали команды, большинство бритоголовых были заняты избиением, некоторые пресекали попытки пассажиров сообщить о происходящем машинисту. По словам очевидцев, в нападении участвовали до пятидесяти человек. Некоторые уже задержаны, например, студенты Александр Карнаухов и Даниил Гришкин, а также одиннадцатиклассница Яна Гатина.
Случай неединичный. В Екатеринбурге в ночь на 9 сентября бритоголовые разгромили и подожгли несколько кафе, принадлежащих выходцам с Кавказа. Одно из кафе сгорело полностью, погиб человек. Хозяева разгромленных заведений считают, что налеты стали проявлением национальной нетерпимости. А правоохранительные органы Свердловской области убеждены, что "нет веских доводов полагать, что погромы связаны с межэтническими противоречиями и событиями в Беслане".
Каковы судебные перспективы этой категории дел? Задержанным наци грозит в худшем случае тюремное заключение сроком до пяти лет. Плюс наказание за причинение вреда здоровью.
В российских судах за последнее десятилетие сложилась неутешительная практика. Доведенных до суда уголовных дел о национализме насчитывается несколько десятков, приговоров, единицы. Это оттого, что, по мнению судей, совсем не просто доказать, что целью нападавших было именно возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.
И погромы на рынках в Ясеневе и Царицыне в Москве суд списал на хулиганство. Недавно присяжные единодушно осудили убийц десятилетней таджикской девочки. Тоже, за хулиганство. В конце февраля 2003 года в московском метро скинхеды зверски убили 25-летнего гражданина Армении Зорика Гаямяна. Мосгорсуд при вынесении приговора ограничился одним-двумя годами тюрьмы, несмотря на то что убийство записывалось на видеопленку, на которой видно, как наци, только что нанесшие человеку два десятка ножевых ранений, вскидывают руку в традиционном приветствии. Что касается драки на перегоне "Аэропорт", "Динамо", то остается ожидать результатов расследования и суда, если дело, конечно, до него дойдет.
Милиция и прокуратура ищут свидетелей субботней трагедии. Случайных свидетелей, для того чтобы понять, насколько случайно было нападение на приезжих. Со скрипом признали, что говорить надо именно о межнациональной ненависти.
Мы нашли неслучайных свидетелей. Члены одной из антифашистских группировок караулили кинотеатр на "Войковской", где в тот вечер проходил концерт нацистской группы "ДИВ". Наци-скины, избившие мужчин в метро, именно с этого концерта и ехали.
Вообще-то милиция в состоянии бороться с таким фашизмом. Многих нацистов могли бы погрузить в "пазик" с синими номерами прямо у кинотеатра, как только те начали громить витрины. Но отчего-то не захотели. Видимо, потому что фашизма у нас нет.
Федор, участник антифашистской группировки:
Мы их от самого клуба пасли. От кинотеатра, где у них концерт был. "ДИВ", это ты зайди сейчас в любой рок-магазин, послушай. Чистой воды фашистская музыка. Вот они два часа ее слушали, мозги у некоторых закипели.
Сейчас все будут, конечно, говорить, что на кавказцев нападение спланировано было, что там бойцы настоящие участвовали. ОБ-88 или Blood&Honour, допустим. А я так скажу: на 99% можно быть уверенным, что все у них случайно получилось. Ну и на 1% возможно, что это была ментовская провокация, чтобы план по экстремизму нагнать. Но я в это не верю.
Смотри, как у них все было. До кинотеатра они спокойно добрались. За ними машина ментовская шла, и на входе пост стоял человек пять. Все обошлось вроде. И обратно должно было так же быть, с машиной, с патрулем. Но менты прошляпили все, как обычно, или просто не полезли. Не знаю.
Там от кинотеатра недалеко кавказцы арбузы продают. Так вот эти арбузы с ходу и пострадали. Витрины им побили, потом остановку погромили. Шли всю дорогу орали: "Хайль Гитлер".
Настоящие бойцы, фашисты, так себя никогда не ведут. Они бреются жаде и одеваются, как люди. Такое показушное поведение осуждается, так только молодняк может. Менты, кстати, хорошо умеют все эти дела пресекать. Но тогда не стали.
А менты уже в метро стали кого-то задерживать. Точно знаю, что человек двадцать пять они к себе в каморку завели. А теперь говорят, что только троих-четверых отыскать получилось.
Ну а потом мы разделились. Кто-то в метро, а кто-то до "Сокола", за остальными нациками. Они же пешком туда пошли.
Погромы в метро, это подростки ублюдочные устраивают, чтобы адреналин в кровь впрыснуть. Ментам что после всего этого нужно? Найти человек пять, и достаточно. А если в мероприятии сотня нациков участвовала, то это же какие шансы уйти чистым!
Если б хотели посадить хотя бы половину из них, хотя бы треть, посадили бы. На Петровке очень мощный четырнадцатый отдел, как раз по хулиганке. Разок прошел по какому-нибудь такому делу, тебя сразу в картотеку. А потом будешь каждую неделю ходить в отделение и объяснять, где ты был в ту ночь, когда в твоем районе очередного таджика убили.
Мы у них, кстати, тоже есть. Они нас больше, чем скинов, больше даже, чем кавказцев, не любят. С теми все ясно: есть одни, и есть другие. Со всех можно деньги качать и стравливать по необходимости. Все просто. И тут мы, и они вообще понять не могут: кто мы такие, кто нас контролирует.
Ольга Боброва, Илья Кригер
Опубликовано 23 сентября 2004 года