Вчера замгенпрокурора России Владимир Колесников сообщил, что оперативно-следственная бригада, расследующая захват заложников в Беслане, возбудила уголовные дела в отношении трех бывших и действующих руководителей РОВД Правобережного района. Следствие подозревает, что теракт не был предотвращен из-за их халатности.
Как сообщил господин Колесников, уголовные дела возбуждены в отношении бывшего начальника РОВД Правобережного района Мирослава Айдарова, начальника штаба этого отдела Георгия Дряева и замначальника отдела Таймураза Муртазова. Их подозревают в халатности, повлекшей тяжкие последствия (3-я часть 293-й статьи УК РФ). Замгенпрокурора отметил, что уголовное дело возбуждено в рамках расследования событий в Беслане. "Все должностные лица, вина которых будет доказана в ходе следствия, будут привлечены к ответственности", - заявил господин Колесников в интервью агентству "Интерфакс".
В чем именно заключается вина бесланских милиционеров, замгенпрокурора не сказал. В оперативно-следственной группе пояснили, что нарушений три. Во-первых, милиционеры не знали, что в лесу в 20 километрах от Беслана находился лагерь террористов, в котором те в течение трех-четырех дней готовили захват заложников. Во-вторых, руководство РОВД не организовало на должном уровне несение патрульно-постовой службы в приграничном с Ингушетией районе. Как выяснилось, на пути террористов находился всего один блокпост, объехать который не составляло никакого труда.
Главным же нарушением, допущенным руководством РОВД, является непринятие им мер по пресечению действий террористов. То есть, считает следствие, милиционеры, вмешавшись в ситуацию с захватом в самом начале, могли попытаться их обезвредить и спасти большинство заложников. Главной причиной смерти людей в школе, как установило следствие, стали полученные ими минно-взрывные травмы. Для того чтобы заминировать школу, боевикам потребовалось не меньше получаса. Пока минирование не завершилось, сотрудники Правобережного РОВД, собравшиеся на месте происшествия в полном составе, вполне могли атаковать террористов собственными силами, но не сделали этого.
Почему стражи порядка фактически бездействовали, пока неясно. Сами они утверждают, что готовы были взять школу штурмом и спасти детей даже ценой собственной жизни, но когда личный состав уже был готов начать действовать, начальнику райотдела позвонили из УФСБ и приказали самостоятельно ничего не предпринимать.
- Поступила команда обеспечить оцепление и ждать, - сказали Ъ в РОВД.
Есть, впрочем, и другая версия. Когда личный состав, поднятый по тревоге, прибыл к зданию РОВД, оказалось, что милиционеры вооружены всего десятком-другим стволов. Основное же оружие и боеприпасы находятся в оружейной комнате, ключи от которой унес с собой дежурный, побежавший к школе. Пока его искали, а потом вооружались, боевики начали минирование. Тут из УФСБ и поступила команда ждать. К тому же, говорят милиционеры, штурмовать здание им в любом случае не дали бы родственники заложников, собравшиеся у школы. Многие из них были с оружием.
В МВД Северной Осетии считают, что Мирослав Айдаров, Георгий Дряев и Таймураз Муртазов стали "стрелочниками".
- У нас любят находить крайних, причем зачастую ими становятся невиновные,- объяснили в МВД.- Обвинять их в халатности, по меньшей мере, глупо. Начальник Правобережного РОВД Айдаров проработал на своем посту не больше месяца. За это время он никак не мог наладить агентурную сеть, чтобы выявить пособников боевиков из числа местных жителей. Для этого нужно как минимум полгода. Другое дело, если бы в Правобережный РОВД накануне поступила оперативная информация о готовящемся нападении боевиков на школу, а начальник не отреагировал бы на нее - это можно было бы назвать халатностью.
Полковник Айдаров - опытный оперативник. В МВД Северной Осетии говорят, что пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать таких оперов в республике. У него 25-летний опыт оперативной работы. До перехода в Правобережный РОВД он занимал пост замначальника УБОП республики, возглавлял сложнейшее направление - борьбу с вооруженной преступностью. Ему не было равных в плане захвата, задержания и сбора доказательств.
В МВД считают, что и двое других подозреваемых - прекрасные работники. Правда, об этом говорилось вчера исключительно на условиях анонимности - никто из местных милиционеров не хочет стать фигурантом дела о захвате бесланской школы.
Сергей Машкин, Вадим Тохсыров
Опубликовано 22 сентября 2004 года