"А может, лучше было зарегистрировать кандидатуру Анкваба? - чешут сегодня затылки некоторые из властей предержащих. - Ведь теперь, когда возник политический альянс "Единая Абхазия", "Амцахара", "Айтайра", одолеть этот альянс на выборах будет ох как тяжело..."
Прежде чем приступить непосредственно к рассказу о том, как проходил в минувший четверг 9 сентября этот бурный, изобиловавший острыми моментами съезд, позволю себе небольшое лирическое отступление - о здании летнего театра Абхазской госфилармонии, где он состоялся.
Почему этот театр - "летний", я, честно говоря, так до сих пор и не знаю: вроде бы "зимнего" никогда у нас не было... Когда-то на этом месте в окружении кипарисов высился величественный православный кафедральный собор (его фотоснимок был помещен на первой странице одного из номеров "ЭА"). Но перезвон его колоколов очень уж, видно, раздражал партсовработников. Собор снесли, а на его месте построили театр Абгосфилармонии. И вскоре это здание стало символом свободолюбия абхазского народа. "Здесь с 1967 года наш народ отстаивает свои права", - так начал выступление 9 сентября у микрофона, установленного в зале, один из ораторов, приехавший, похоже, из "глубинки". И его слова были созвучны моим мыслям, с которыми не раз в последние недели приходил в это здание на самые разные политические мероприятия. Действительно, в далеком уже 1967 году здесь была проведена удивительно смелая для тех времен акция, на которой абхазы заявили всему миру о своих национальных правах.
Много лет спустя, во время великой абхазской революции 1989 года, собирались здесь же (характерно, что грузинские национальные движения сюда не совались, справедливо считая филармонию "абхазской территорией").
Словом, очень многое помнят эти донельзя обветшавшие за последние десятилетия стены! Какие речи здесь звучали, какие страсти кипели!.. В том числе и в последнее время, когда здесь проходили бурные съезды и конференции ОПД "Амцахара", "Единая Абхазия", "Айтайра", встречи с общественностью вице-спикера Госдумы РФ В. Жириновского и кандидата в президенты Абхазии Р. Хаджимба... И вот, глядя на этот почерневший от многолетней грязи паркет, на эти облупившиеся стены, на свисающие с потолка лохмотья штукатурки, я не раз думал: негоже, чтобы это историческое для Абхазии здание пребывало в столь непрезентабельном виде. Вот отшумит в Абхазии кампания по выборам главы государства (в ходе ее театр еще не раз будет востребован) - и надо будет обязательно закрыть его на капитальный ремонт.
...Съезд начал свою работу с минуты молчания в память жертвам теракта 1 - 3 сентября в североосетинском городе Беслане.
Заместитель председателя ОПД Олег Дамениа извинился перед делегатами (а зал, как и месяц назад, во время IV съезда "Айтайра", был переполнен), что приходится их мучить и собирать так часто, но возникла, объяснил он, настоятельная необходимость посоветоваться с членами движения о тактике ближайших действий в связи с тем, что ЦИК отказал А. Анквабу в регистрации его кандидатом в Президенты РА. Отметив, что организаторы съезда не готовили ни списка выступающих, ни проекта резолюции, О. Дамениа предоставил слово председателю ОПД Леониду Лакербая.
Из доклада Л. Лакербая:
Выборы, о которых столько говорилось в последние годы, совсем рядом. Осталось менее месяца до того, как народ страны выберет президента.
Мы и ранее неоднократно говорили о том, что провести эти выборы так, как было раньше, как того хочет власть, мы не позволим. И мы имеем право это говорить. В марте 2003 года и в феврале 2004 мы не допустили неконституционного развития событий, считая открытые, честные, справедливые выборы единственным выходом из кризиса.
Может ли что-либо измениться, если власть останется той же? Ничего не изменится. Просто рядом с новым президентом будут те же одиозные фигуры и депутаты, которые две недели назад сделали все, чтобы не задействовать Конституционное судопроизводство. Спасибо "Эхо Абхазии", что опубликовала их имена.
В том, что люди ждут перемен, разубеждать никого не надо. Об этом свидетельствует и тот факт, что даже сторонники ставленника власти говорят об этом: "Да, сегодня он сделать ничего не может, но завтра, придя к власти, всех поставит на место. Даже тех, кто негласно стоит за его спиной". Удивительно, но 3 сентября на встрече в Абхазгосфилармонии сам ставленник вдруг заговорил о необходимости перераспределения полномочий между Президентом и Парламентом, Парламентом и Верховным судом, заговорил о недостатках Конституции вообще и даже о Конституционном суде. Прямо-таки оппозиционные высказывания. Но не является ли это предвыборной риторикой? Думается, он вынужден говорить об этом, иначе на нем общество тут же поставит крест. Иначе что мешало ему и той же власти, которая сделала на него ставку, не допустить голосования депутатов против введения конституционного судопроизводства сегодня?
Очень многое зависело в будущей судьбе страны от того, какие выборные законы примет Парламент. Именно депутаты Парламента приняли Закон о выборах Президента противоречащий Конституции. Последнее "ноу-хау" Парламента - это толкование Закона о выборах Президента. Это ж надо так постараться - дать толкование о свободном владении государственным языком 31 августа 2004 года, через 8 дней после того, как было завершено выдвижение кандидатов. А ведь лига избирателей "За честные выборы" обратилась к ним с этим вопросам более месяца назад.
Положение с численностью избирателей только-только начинает проясняться. Абсолютно твердо можем сказать, что то, что все же начинает, - это заслуга нашего движения. Именно наши действия, совместно с Лигой, вынудили ЦИК, хотя и с нарушением закона, на 2 недели позже, опубликовать округа и, самое главное, численность избирателей в них. Так вот, в сравнении с парламентскими выборами два года назад общее число избирателей уменьшилось более чем 51 тыс. человек (было 216,6 тыс., стало 165,2 тыс., хотя реальная цифра, на наш взгляд, еще меньше). И все же это наша огромная победа - лишение власти возможности манипулировать десятками тысяч голосов. Характерно, что численность избирателей уменьшились по г. Сухуму на 15,4 тыс. человек, по Гальскому району - на 12,7 тыс. человек; по Гудаутскому - на 10 тыс.
Именно в результате нашей настойчивой работы власть решила в срочном порядке легализовать формой N 9 граждан страны, живущих в ней без права быть избирателями.
Тем не менее проблем еще немало. Сейчас к нашим голосам о том, что выборы вряд ли могут быть честными, открытыми, справедливыми, добавляются все новые и новые. Об этом говорят не только кандидаты в президенты. Лига избирателей "За честные выборы" констатирует сегодня: "Кампания по выборам Президента Абхазии ярко высветила общую неготовность государственной машины к избирательному процессу".
Власть устами председателя ЦИКа в качестве одной из мер по обеспечению честных выборов заговорила о возможности маркировки населения специальной краской, что исключит повторное голосование. Парламент тогда же заявил, что готов внести соответствующие изменения в Закон о выборах Президента. Вдруг две недели спустя тем же ЦИКом было заявлено о невозможности подобной маркировки, т.к. краска может продержаться лишь 3-4 часа. Характерно, что Лига считает: ЦИК "вводит общество в заблуждение". Лига уже нашла фирмы, готовые обеспечить оборудованием, действующим на основе ультрафиолетового излучения, что требует даже меньших затрат. В ответ молчание. Неужели и это ни о чем не говорит нашему обществу?
Еще раз повторюсь. Зная миграционные процессы в стране, где большая часть населения не прописана там, где живет, предвидя дальнейшее развитие событий, наше движение еще два года назад представило в Парламент свой вариант Закона, где было четко сказано: "Списки избирателей по каждому избирательному участку составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Глава местной администрации осуществляет периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Данные об избирателях глава местной администрации направляет в избирательную комиссию не позднее, чем за 15 дней до выборов". К сожалению, Парламент на это не пошел.
Честные выборы - это еще и открытая, гласная работа ЦИК. У нас это все формально. Посмотрите, что пишет пресса, которую упорно не допускают на заседания ЦИК, что заявляет по этому поводу Лига. Слушается "дело" о регистрации, есть вопросы к выдвинутому в кандидаты, но самого его на заседание не приглашают. Это как?
А наблюдение за выборами? Декларируя готовность сотрудничать с Лигой, ЦИК делает все, чтобы не допустить наблюдателей от Лиги на избирательные участки, нарушая ст. 2 Закон о выборах Президента. Самое главное - официального ответа, несмотря на неоднократное обращение Лиги, так и нет. А нежелание власти пригласить международных экспертов, успешно работавших на выборах в Южной Осетии? Все это только усиливает подозрение - честные выборы власти не нужны.
Леонид Лакербая подробно остановился на ситуации с регистрацией кандидатом в Президенты А. Анкваба. Он привел уточненные сведения о том, кто из членов Центризбиркома проголосовал "за" регистрацию и воздержался. По его словам, иск против решения ЦИКа в Верховный суд РА был подан А. Анквабом 3 сентября и "айтаровцы" предполагали, что ко дню съезда будет уже известно его решение. Однако выяснилось, что пять дней, в течение которых должно быть по закону принято решение суда, отсчитываются с момента получения дела судьей (в данном случае это - Х. Дашелия), а это было только в понедельник.
И, наконец, в докладе прозвучала важнейшая информация - о том, что в случае, если Верховный суд откажет в этом иске, ОПД "Айтайра" намеревается поддержать на выборах кандидатуру С. Багапша и выдвинувший его политический союз ОПД "Единая Абхазия" и "Амцахара", с которым "айтайровцы", как сказал Л. Лакербая, идут параллельными курсами. (Кстати, намек на подобную возможность прозвучал еще на пресс-конференции лидеров ОПД 31 августа). В случае прихода к власти такого альянса трех ОПД Александр Анкваб получит пост премьер-министра нового правительства.
Это, без сомнения, был ключевой момент съезда. И когда несколько позднее в зале появился кандидат в Президенты РА Сергей Багапш, его встретили бурными аплодисментами. Вскоре он выступил перед собравшимися. Надо ли говорить о том, что его выступление, в котором Сергей Васильевич подтвердил существующую договоренность, было выслушано залом с большим энтузиазмом и не раз прерывалось аплодисментами!
Чувствовалось, как в зале поменялось настроение. Ведь до этого многие сторонники А. Анкваба чувствовали себя растерянными, в какой-то мере даже обманутыми: надежда на то, что он будет зарегистрирован в качестве кандидата, становилась все более призрачной.
А при возникновении оппозиционной тройки "С. Багапш - С. Лакоба - А. Анкваб" все резко менялось. Не почувствовала ли теперь исполнительная власть, что своим отчаянным нежеланием допускать Анкваба к выборам сама себя загнала в тупик?
В самом деле, никто, конечно, не сомневается, что в ситуации, когда задействован весь имеющийся административный ресурс, при благословении ныне действующего Президента РА, а также поддержке, о которой недвусмысленно дал знать своей встречей с ним в Дагомысе российский президент, Рауль Хаджимба обречен на успех в первом туре выборов. Но каким будет этот успех (постараемся сейчас не думать о возможности фальсификации)? Если он набирает более 50% голосов, то все первым туром и заканчивается. Такой результат был бы, однако, более вероятным при раздробленности сил оппозиции. И становится почти невероятным, если (учитывая различные рейтинги, опросы, "замеры" и т. д.) электораты Багапша и Анкваба объединятся уже 3 октября... Теперь уже обсуждается возможность того, что объединенная оппозицию может набрать более половины голосов.
Предложенный вариант предвыборной тактики не вызвал у делегатов дискуссии. Прозвучал только вопрос из зала: "А где гарантии, что союз "Единой Абхазии" и "Амцахара" выполнит свое обещание?" Но это было еще до прихода и выступления Багапша.
Вообще же, вопросов в тот день поступало множество: в записках и через "свободный" микрофон, установленный в зале (порой у него скапливалась целая очередь желающих высказаться).
Среди вопросов был такой: "Не лучше ли нам всем пойти в суд, где решается судьба иска против ЦИКа?" "Боже упаси! - отозвался на это Олег Дамениа. - Появление такой массы людей будет расценено как форма давления на суд".
"А почему не пригласили на наш съезд руководителей правительства, СГБ, ЦИКа?" - прозвучал вопрос. Из президиума ответили, что такая мысль обсуждалась, но организаторы решили посоветоваться со съездом; в принципе это непоздно сделать и сейчас. Была сформирована делегация из нескольких участников съезда, которая и отправилась приглашать названных лиц, а тем временем в зале продолжали задавать президиуму самые разнобразные вопросы, многие из которых переходили в выступления.
Первым из приглашенных руководителей в театре появился исполняющий обязанности Премьер-министра РА Астамур Тарба. Он сразу оговорился, что у него только полчаса, поскольку много забот по организации предстоящих завтра торжеств по случаю возобновления железнодорожного маршрута "Сухум-Москва". "Почему сейчас все заслуги по получению гражданства, паспортов и пенсий РФ приписываются Раулю Хаджимба?" - прозвучал вопрос. "Я не знаю, кто приписывает ему все заслуги... Это результат усилий всего нашего руководства на протяжении десяти лет, всего народа. Но немалый вклад Рауля Джумковича во все это тоже неоспорим". Звучали самые разные вопросы: и про бензиновый кризис, и про то, "почему правительство боится Александра Золотинсковича?", раздавались и агрессивные выкрики, но в целом Астамур Борисович держался стойко.
Менее убедительным по сравнению с ним выглядел председатель СГБ Михаил Тарба, для которого это было первое в жизни выступление перед такой большой - до тысячи человек - аудиторией, и в такой сложной, подчеркнем, обстановке... Из того, что он сказал, не могло, конечно, не привлечь внимание сообщение, что, по оперативным данным, грузинскими спецслужбами планируется похищение одного из кандидатов в президенты РА (СГБ направила соответствующие письма всем кандидатам) и на эти цели выделено 800 тыс. лари (около 400 тыс. долларов США).
Что касается председателя ЦИКа С. Смыра, то он заявил гонцам от съезда, что прежде, чем ехать, должен посоветоваться с членами Центризбиркома. Но в конце концов Сергей Макарович все же появился в театре, и это было, пожалуй, кульминационным моментом съезда: за последние недели вопросов к нему у "айтайровцев" накопилось множество, и вот он, наконец, предстал перед "народным судом". ("Не будем превращать наш съезд в судилище" - то и дело напоминал залу О. Дамениа). Тут просто не могла не вспомниться русская поговорка "Куда Макар телят не гонял..."
"Решение ЦИКа о том, что Анкваб не проживал постоянно в Абхазии на протяжении последних пяти лет, сделанное на основании справки Налоговой службы РФ, более чем странно. Разве мало в мире примеров того, когда предприниматель имеет бизнес в других странах и, естественно, платит там полагающиеся налоги?" "Слушайте, я преподаю в школе и прекрасно знаю, что если человек умеет читать на каком-то языке, то он умеет на нем и писать. Это же аксиома!"
Сергей Макарович отвечал на все эти и другие доводы удивительно спокойным, можно даже сказать - монотонным голосом. Другое дело - насколько это было убедительно.
Его сменил на трибуне член Центризбиркома Заур Хварцкия, весь вид которого в тот момент олицетворял фразу: "Принимаю огонь на себя!". Наконец, вопросы из зала стали повторяться...
Аудиторию, конечно ,не удовлетворили, да и не могли удовлетворить ответы тех, кто голосовал против регистрации Анкваба. "У нас это не ЦИК, а какой-то ЦИРК", - заявил добравшийся до свободного микрофона житель сухумского микрорайона Маяк Сергей Эшба.
Важным было выступление председателя лингвистической комиссии Алексея Касландзия, который подтвердил хорошее владение Анкваба абхазским языком. Кроме него, к трибуне в тот день выходили еще председатель Ассоциации женщин Абхазии Нателла Акаба ("Наша власть бесстрашно защищает себя"), бывший вице-спикер Парламента РА Руслан Харабуа, житель поселка Бзыпта Виктор Барциц...
А также, конечно, Александр Анкваб, выступление которого было вторым кульминационным моментом съезда. Основную часть этого выступления он посвятил чтению опубликованного в Интернете текста некого Андрея Смирнова и своим едким комментариям его отдельных фраз. Эта провокационная публикация, сказал он, явно написана человеком, который представляет себе, что мамалыга растет на деревьях. Вместе с тем А. Смирнов, судя по всему, снабжается некими источниками в Абхазии весьма свежей (хотя и весьма тенденциозной) информацией о предвыборной борьбе в Абхазии.
Вот ведь и о складывающемся оппозиционном альянсе и Анквабе в роли возможного премьера этот самый Смирнов успел оповестить мир еще до того, как намерение это было озвучено на съезде "Айтайра". Главная же, стержневая мысль публикации заключается в том, что патриотическим силам Абхазии, олицетворяемым Р. Хаджимба, в предвыборной борьбе противостоят прогрузинские политические деятели, в число которых для отвода глаз включен и патриот Станислав Лакоба. В Тбилиси, убеждает читателя А. Смирнов, вынашивают планы после прихода этих сил к власти присоединить Абхазию к Грузии и быстрыми темпами ликвидировать ее автономный статус...
Высмеяв сочинение Смирнова и брезгливо держа распечатку его текста на весу, А. Анкваб заключил: "Я знаю, сколько стоит эта бумага. Не более 100 долларов". В самом конце А. Анкваб выступил еще раз и призвал своих сторонников к выдержке и действиям только в рамках правового поля.
На следующий день было принято решение Верховного суда РА об отказе А. Анквабу в его иске. Руководство ОПД "Айтайра" дало пресс-конференцию, на которой сообщило, что в ближайшее время состоится еще один съезд, на котором будет (или не будет) принято окончательное решение о поддержке на выборах кандидатуры С. Багапша.
Виталий Шария
Опубликовано 14 сентября 2004 года