Драма в школе принесла горе во многие дома в Беслане.
Неделю назад, сразу после кровавой драмы в Беслане в газете "Торонто стар" появилась фотография, о которой говорят и спорят до сих пор. Этот снимок появился и в других канадских газетах, а также в "Нью-Йорк таймс".
На снимке Сергея Карпухина, работающего для агентства Рейтер, одетая в черное молодая женщина гладит по голове своего погибшего ребенка, лежащего на носилках. Его лицо в крови. Лицо матери спокойно как у мадонны на иконе. Над всем этим огромными черными буквами заголовок: "Russia weeps" - "Россия рыдает".
Обычно газета не публикует фотографии мертвых детей, но это был особенный случай. Читатели отнеслись к подобной публикации очень по-разному.
Медсестра одной из городских больниц написала, что "это фото уникальным способом выразило глубочайшие эмоции этой трагедии, мгновенно отбросило в сторону все остальные новости, оно помогло нам почувствовать боль русских сильнее, чем любые слова".
А рядом еще одно мнение, и тоже медика: "Меня как мать и просто как человека глубоко тронула трагедия в Беслане. Однако такое фото на первой странице "Торонто стар" - это уж слишком".
"Даже мне, врачу, было трудно смотреть на это. Неужели обязательно нужно было публиковать такую фотографию на первой странице? Мы и так достаточно информированы и знаем без подобных натуралистических подробностей, какие потери понес Беслан", - считает читательница.
Единодушный выбор редакции
Публикация этого снимка - наиболее уважительный способ выразить наше почтение погибшим и боли России
Билл Шиллер, "Торонто стар". Для одного из редакторов газеты Мэри Шиарс эта фотография была "наиболее сильным и уважительным выражением скорби" из всех снимков, что редакция просмотрела в тот день. С ней согласен редактор международного отдела Билл Шиллер, который полагает, что "фотография показывает любовь матери к ребенку. Сколько любви в этом нежном жесте матери, прикоснувшейся к лицу своего ребенка". "Публикация этого снимка - наиболее чувствительный и уважительный способ выразить наше почтение погибшим и боли России", - убежден редактор.
Среди массы других снимков из Беслана фотографию Сергея Карпухина обнаружила Маргарет Брим, дежурившая в тот день по выпуску номера. Снимок, говорит Маргарет, у которой тоже есть дети, не ужаснул ее, а глубоко тронул. Она показала его другим редакторам, и все на удивление единодушно решили его публиковать. Никто потом уволен не был.
Официальные жалобы
Я знаю, что люди в мире погибают каждый день, но показывать мертвого ребенка, это уже за пределами дозволенного
Марти Дунксен, читатель газеты. Есть в редакции специальный отдел, именуемый Bureau of Accuracy. Он следит за точностью публикаций и рассматривает жалобы читателей. Подписчик Марти Дунксен официально зарегистрировал свою жалобу, заявив, что снимок "был отвратительным".
"Я знаю, что люди в мире погибают каждый день, но показывать мертвого ребенка - это уже за пределами дозволенного. Мой шестилетний сын, взяв газету в то утро у двери, увидел фотографию. Он точно знал, что именно изображено на ней, и это его сильно взволновало. Пока ему не снятся кошмары по ночам, но это может случиться. Я отменю подписку", - пообещал газете этот читатель.
В бюро поступило девять подобных жалоб. Газета "Торонто стар" имеет самый большой тираж в Канаде, каждую неделю ее читают более 2,2 миллиона человек.
Дон Селлар, "Торонто стар". Дон Селлар, глава редакционного бюро жалоб, в этом споре на стороне редакции. Фотография, с его точки зрения, "показывает скорбь матери, а не мертвое тело - в этом суть". Тем, кто жаловался, Селлар отвечает, что "Торонто стар" остается семейной газетой, но она не издается исключительно для детей". "Родители обычно следят за тем, что дети смотрят по телевизору. В наше время им следует вести и мониторинг первых газетных полос", - советует Селлар.
Людмила БелецкаяОпубликовано 13 сентября 2004 года