Российские власти дали понять, что их политика в Чечне ужесточится, обвинив двух самых известных лидеров чеченских повстанцев Шамиля Басаева и Аслана Масхадова в организации захвата школы в Беслане. 8 сентября Москва предложила вознаграждение в размере 300 миллионов рублей за информацию, ведущую к их поимке.
При этом речь идет об очень разных фигурах: в то время как Масхадов и его представитель постоянно осуждали теракт в школе, Басаев хранил молчание.
В течение последних восьми лет Масхадов и Басаев оставались двумя полюсами чеченского повстанческого движения. Оба приняли участие в прошедших под международным наблюдением выборах на пост президента Чечни в 1997 году. Выиграл выборы Масхадов. После этого они взаимодействовали при организации нападений на российскую армию, испытывая при этом серьезные расхождения по поводу тактики.
С самой первой минуты захвата заложников в школе N1 г.Беслана 1 сентября Басаев обозначился в качестве главного подозреваемого в организации преступления. Характер нападения - тщательно спланированное, неожиданное и глубоко за пределами чеченской территории - очень напомнил теракт в Буденновске в июне 1995 года. Теперь также полагают, что Басаев организовал предшествовавшее захвату школы нападение на Ингушетию в июне этого года.
Подозрение об его участии укрепилось после телефонного разговора захвативших заложников террористов с газетой "Нью-Йорк Таймс", в котором один из бандитов заявил, что они представляют исламскую организацию "Рияд ас-Салихин" ("Сады правоверных"), о создании которой Басаев объявил после захвата московского театра в 2002 году.
Басаев, давно известный как самый безжалостный из чеченских полевых командиров, в последние месяцы стал действовать еще радикальнее.
27 августа IWPR получил по электронной почте исходящее якобы от него сообщение на английском языке с угрозой нападения на западные цели. Если сообщение подлинное, оно свидетельствует о новой опасной эскалации басаевских угроз.
В письме говорится:
"Волей Аллаха, всемогущего и милостивого, я, Абдалла-Шамиль-Абу-Идрис, эмир исламской бригады мучеников "Рияд ас-Салихин", объявляю третье тысячелетие временем исполнения послания пророка Магомета, да пребудет он в мире и да ниспошлются ему наши молитвы. Теперь и до конца этого мира священное знамя Пророка будет реять над странами неверных, ибо такова его воля. Слишком долго страдают истинные мусульмане от притеснений колонизаторов в Чечне, Палестине, Афганистане и Ираке. Ведь было сказано: "Неверные думают, что они не взойдут (на суд)" (Коран: 64, 7). "Отвергающие (истину) сгинут в адском огне. Они - худшие из всего сущего" (Коран: 98, 6).
Западные негодяи-колонизаторы, погрязшие в распутстве, и вы, жадные евреи, я приказал своим мусульманским братьям и сестрам, чеченцам, находящимся в ваших прогнивших странах, безжалостно уничтожать вас. Русские уже прочувствовали справедливый гнев Аллаха на себе. Пришел ваш черед. Пламя джихада испепелит дотла ваш отвратительный мир, мир неверных. Мы взорвем ваши дома, корабли, самолеты, мы будем убивать вас на улицах ваших нечестивых городов, ибо смерть распутных, ненавистных безбожников совершается по воле Аллаха. Джихад - это путь истинных мусульман. Аллах Акбар!"
Абдалла-Шамиль-Абу-Идрис, эмир исламской бригады мучеников "Рияд ас-Салихин"
Этим именем Басаев сейчас пользуется в своих публичных заявлениях.
Подлинность письма установить практически невозможно, но адрес электронной почты (kavkaz@kavkaz.tv), со всей очевидностью, имеющий отношение к главному Интернет-сайту чеченских исламистов "Kavkaz Center", дает определенные основания полагать, что письмо - не подделка.
В противоположность этому, представители Масхадова осудили теракт в Беслане и даже предложили свое посредничество во время захвата заложников.
Поддерживающий Масхадова сайт "Чеченпресс" опубликовал 4 сентября написанное накануне обращение, в котором Масхадов приносит осетинскому народу свои соболезнования в связи с трагедией. "Нет и не может быть оправдания людям, которые поднимают руку на самое святое для нас всех - жизни беззащитных детей", - говорится в заявлении. "И нет слов, чтобы выразить всю глубину нашего возмущения произошедшим".
В письме также говорится: "Мы очень сожалеем, что эхо бесчеловечной античеченской войны докатилось столь трагичным образом до братской Осетии".
Сделанное на следующий день более длинное обращение выражает те же чувства, возлагая главную вину за случившееся в Беслане на российское правительство.
Москва возражает, утверждая, что все это - игра, и Масхадов виновен. Основной российский довод - интервью захваченного террориста Нурпаши Кулаева Российскому телевидению 6 сентября.
Двадцатичетырехлетний Кулаев сказал: "Нас собрали в лесу, человек по кличке Полковник, и они сказали: мы должны захватить школу в Беслане. Эту задачу, нам сказали, дали Масхадов и Басаев. Когда мы спросили Полковника, зачем это делать, с какой целью, он ответил: потому, что надо развязать войну по всему Кавказу".
В ответ на это представители Масхадова сказали о своих сомнениях по поводу личности Кулаева и о том, что его, возможно, пытали. Они сослались на две статьи, напечатанные в последующие дни московским журналистом Александром Шваревым в российской газете "Время новостей". Шварев написал, что Кулаев и его старший брат Ханпаша, а также двое других захваченных террористов арестовывались российскими властями в течение последних трех лет.
По словам Шварева, чеченские силовые ведомства с удивлением узнали о том, что они были отпущены на свободу. "Мы сами не можем понять, почему эти люди оказались на свободе", - сказал один из офицеров газете "Время Новостей". "Они были арестованы и, по идее, должны быть за решеткой".
Умар Ханбиев, главный представитель Масхадова за рубежом, приводит эту цитату, чтобы подчеркнуть свои сомнения по поводу роли Кулаева в захвате заложников.
В телефонном интервью IWPR Ханбиев сообщил: "Кулаевых уже арестовывали, и нам совершенно непонятно, как они там очутились".
Ханбиев - один из трех посланников Масхадова за рубежом. Другие, Ахмед Закаев и Илиас Ахмадов, получили политическое убежище - один в Великобритании, другой в США.
Оба сейчас называют своей главной целью не независимость Чечни, а завершение конфликта. Однако Российское Министерство иностранных дел заявило 7 сентября, что оно предпримет новые шаги, чтобы добиться их выдачи России.
Новое требование об экстрадиции поступило после того, как Закаева ненадолго предложили в качестве потенциального посредника в переговорах с террористами. На второй день осады школы Закаеву позвонили президент Северной Осетии Александр Дзасохов и бывший лидер Ингушетии Руслан Аушев, и он сообщил журналистам о своей готовности участвовать в переговорах, чтобы освободить детей.
Из этих трех человек самый тесный контакт с Масхадовым поддерживает Ханбиев, бывший министр здравоохранения Чечни. Он сообщил IWPR о том, что они "часто выходили на связь" в последние дни. Ханбиев осудил захват заложников в Беслане как "ужасное преступление", заявив: "Такие ужасные методы не могут вызывать симпатии международной общественности, и мы очень это чувствуем. Президент часто об этом говорил".
Далее он практически признал то, что уже в течение некоторого времени представлялось очевидным - что власть Масхадова над большинством боевиков в Чечне тает. "В течение первых суток мы совершенно не понимали, что происходит", - сказал Ханбиев. "Ситуация вышла из-под контроля, республика неуправляема, и законы не действуют".
"Очень много отчаявшихся людей, потерявших близких. Мы всегда говорили, что мы опасаемся подобного".
Говоря о террористах, Ханбиев заявил: "Банда, которая это сделала, совершенно неуправляема. В противном случае мы бы что-нибудь предприняли, чтобы их остановить".
Все это усиливает впечатление, что условия конфликта с Москвой сейчас диктует скорее радикально настроенный Басаев, а не формальный лидер повстанцев.
Опубликовано 9 сентября 2004 года