Реакция московского чеченского сообщества на последствия выборов президента республики и террористических актов, которые проходили на фоне чеченской избирательной кампании, оказалась поистине сенсационной. Во-первых, впервые некоторые московские публичные чеченцы (среди которых в большинстве своем - успешные бизнесмены и политики), открыто призвали российские власти к переговорам с Масхадовым. Во-вторых, они признают, что прошедшие выборы в республике в деле стабилизации ситуации в Чечне не решат всех проблем. В-третьих, окончательное решение чеченской проблемы, как и проблемы сепаратизма на территории всего Северного Кавказа, по мнению экспертов, зависит отнюдь не от "косметических" решений, а лишь от воли президента России.
- Давайте говорить правду, корни того, что произошло в Беслане, - это прежде всего чеченский конфликт, это первая, вторая, третья и остальные причины, потом уже все остальное, в том числе арабы и негр, которые бредут по осетинским дорогам, - с этих слов члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко начался в пятницу семинар, посвященный будущему Чечни. Его проведение планировали еще до трагических событий, но именно сейчас у участников в общем-то академического мероприятия появился шанс быть услышанными.
- То, что произошло в Беслане, - это прямое следствие слепой политики по отношению к Северному Кавказу, - без обиняков назвал главную причину кризиса бизнесмен и политик Малик Сайдуллаев (кстати, он был снят избиркомом с последних президентских выборов в Чечне, так что следует сделать поправку на то, что он довольно сильно обижен на федеральную власть. - "Известия"). - В Беслане подведена черта, после которой нам трудно будет вернуть Чечню как полноправный субъект Российской Федерации.
- Мы слышали от Германа Грефа, что финансирование республики будет увеличено в 20 раз. Чиновникам надо понять одно: сколько бы Чечне ни выделяли средств, в ней ничего не делалось и не делается, не отстроена ни одна школа и ни одна больница. Народ в неведении, как будут восстанавливать республику. Мы слышим только пустые обещания со стороны больших чиновников и лживые отчеты руководителей республики о подготовке туристических баз для иностранцев. Необходимо остановить боевые действия и провести переговоры с воюющей стороной, конкретно с Масхадовым, - считает Сайдуллаев.
- У центра была возможность провести свободные и честные выборы. Но центр на это не пошел, он начал грубо протаскивать своих кандидатов, - опираясь на свой субъективный опыт, говорит Сайдуллаев. И заключает: - Последние 5 лет показали, что силовые методы не дают положительных результатов. Нужно показать чеченскому народу, что выбор делает не Кремль, а народ. В том числе матери, сестры и жены большинства тех, кто воюет в горах.
Похожего мнения придерживается и бывший вице-премьер Чечни Абдула Бугаев:
- Чечня не утратила шанса стать благополучным регионом, если центр будет проводить взвешенную политику, отвечающую интересам населения. Пока в Чечню будут идти живые деньги, процесс восстановления будет бесконечным. Народ соскучился по власти, которой он может доверять.
Надеяться на скорое разрешение ситуации после проведенных выборов в республике не советует и сенатор от Чечни Умар Джабраилов.
- Алханов - заложник ситуации. Он заложник системы отношений, которую нам навязывают в нашей стране. Мы должны изменить систему подходов к ответственности, чтобы выжить. Нам необходимо по-другому относиться к тому, что происходит, залечивать те раны, которые есть. Это будет гангрена, которая поразит весь организм. Не надо отнекиваться от международных организаций, надо более тесно интегрировать. Сейчас много говорят о желании мирового сообщества ввести на Северный Кавказ миротворцев. Якобы они лучше справяться с ситуацией. Миротворческие процедуры показали свою беспомощность. Что касается перспективы сепаратизма всего Северного Кавказа вслед за Чечней, то еще раз повторю - мы должны уделить внимание той боли, которая есть на нашем теле. Теперь эта боль пошла дальше - на осетинскую территорию. Что в меня вселит надежду в смысле стабилизации ситуации в Чечне? Чтобы каждый занимался своим делом, делал то, что ему поручили, а не рапортовать о сделанном. Сама "машина" государственного управления правильная. Но части этого механизма работают внутри совершенно по-другому. Если не заняться отладкой этого механизма, будет происходить то, что произошло в североосетинской школе, постоянно, - сказал Джабраилов в интервью "Известиям".
"Понятно, что ситуация на всем Северном Кавказе очень серьезная. Один Алу Алханов не сможет ничего исправить, - считает Джабраилов. - Все будет зависеть от того, какую политику будет проводить федеральный центр. Если Алханов будет в эти игры играть, он должен будет полностью слушаться воли федерального центра. Дело в том, что сам Алханов до сих пор не знает, что ему надо сделать. Нужно сначала разобраться, что хочет сделать президент республики. Алханов - не Кадыров. И ему надо сейчас понять, что ему дадут сделать в республике, как его оценит федеральный центр и что ему будет разрешено. То есть одна сторона - в лице Алханова - будет исполнять то, что скажет федеральный центр, другая, то есть боевики, будет руководствоваться своими целями. Что касается самого пессимистичного сценария развития событий, то очевидно, что боевики активизировались. И федеральному центру надо менять свою политику. То, что делали федеральные власти с начала контртеррористической операции, - в Чеченской Республике уже не действует. Поэтому федеральному центру надо очень подумать, какую политику проводить на этот раз. Если он будет ставить на Алханова и Кадырова - это одна ситуация, если бороться с той организацией, которая инициировала теракты, - это другая ситуация. Сейчас они ставят на Алханова и Кадырова-младшего. Когда президентом был Кадыров-старший, работала совершенно другая схема. Сейчас эта схема разрушена. И Владимиру Путину политику в отношении Чечни надо будет менять. И вроде бы он заявил, что намерен это делать".
Георгий Ильичев, Ольга Тропкина
Опубликовано 7 сентября 2004 года