18:27 / 06.09.2004Самый старый заложник оказался самым смелым

Самым пожилым среди заложников был 74-летний учитель физкультуры захваченной школы Янис Канидиc. Террористы предложили ему покинуть школу еще 2 сентября, но он отказался, заявив, что не бросит детей. Учитель протестовал против каждой жестокости террористов. Учителя физкультуры застрелили боевики, когда он во время штурма пытался помешать им взорвать бомбу в спортзале.

Янис Константинович Канидиc (ученики звали его на русский лад - Иваном Константиновичем) всю жизнь прожил в Беслане, работая учителем физкультуры. Будучи этническим греком, сразу после выхода на пенсию он уехал в Грецию, в Салоники. К тому же в Салониках у него жили двое сыновей - Димитрис и Костас. В Греции Янис Константинович прожил два года, но потом решил вернуться в Беслан. В школе N 1 его с радостью взяли учителем физкультуры, несмотря на пенсионный возраст.

- Он был очень любим и уважаем не только в школе, но и во всем Беслане, - рассказывает "Известиям" редактор газеты "Жизнь Побережья" Эльза Баскаева. - Это учитель от Бога, безумно преданный школе и любящий детей.

Во время захвата школы он вместе с учениками оказался в числе заложников.

- Иван Константинович стоял рядом со мной, - рассказывает "Известиям" спасшаяся заложница, ученица 10-го класса Залина Дзецуева. - Несмотря на то что он уже не молодой, Иван Константинович ни разу не прилег на пол. Это чтобы другим было больше места. Если кто-то, обессилев, вытягивал ноги на проход, по которому ходили боевики, а за это могли застрелить, он вставал, чтобы уступить место, хотя стоять категорически запрещалось. Иван Константинович был учителем еще у моего отца, а моему отцу 56 лет.

По словам очевидцев, первый раз его чуть не застрелили, когда он вступился за двух девочек, которых террористы потащили в тренажерный зал за какую-то провинность. Учителю дали прикладом по голове, а девочек все равно утащили. И обратно они уже не вернулись. Когда террористы направляли автоматы на учеников, Янис Константинович вставал на ноги и требовал, чтобы детей оставили в покое, и тем самым отвлекал внимание на себя.

После переговоров с Аушевым, когда решили выпустить женщин с грудными детьми, один из боевиков ткнул пальцем в Яниса Канидиса и сказал, чтобы он тоже уходил, поскольку они не воюют со стариками. Но учитель физкультуры заявил, что останется с детьми.

- Когда начался штурм, - продолжает рассказывать Залина Дзецуева, - мы сразу кинулись к окнам. Я тоже рванула вместе со всеми, поскольку была недалеко от окна. Иван Константинович еще оставался в зале. Больше я его не видела.

По словам других очевидцев, когда дети бросились к окнам, в зал вбежали два боевика. Стоя рядом, один из них начал стрелять в детей из автомата, а второй принялся возиться с висящей на проволоке взрывчаткой. На них и кинулся Янис Константинович Канидис, хотел вырвать автомат.

Тело 74-летнего Яниса Канидиса достали из-под обломков крыши спортзала одним из последних. В него попало больше десяти пуль. Его отвезли в бесланский морг, где на другой день отца опознали оба приехавших из Греции сына.

Директора вынесли из школы последней

Самой последней из заложников покинула спортзал директор школы 70-летняя Лидия Цалиева. Ее вынесли после взрывов и обвала крыши вошедшие в зал спецназовцы.

- Все знали, что у Лидии Александровны сахарный диабет, однако держалась она очень бодро, - рассказывает "Известиям" фотокорреспондент газеты "Жизнь Правобережья" Фатима Аликова, оказавшаяся в заложниках. - Тишину среди детей навести было трудно. Сначала шум подавляли террористы выстрелами в потолок, но потом дети на выстрелы реагировать перестали. Успокаивать детей удавалось только Лидии Александровне. Она ходила по рядам и успокаивала детей. Непонятно, где она брала силы? К концу второго дня Лидию Александровну увели на переговоры. После этого Аушев заглянул к нам в зал и вытаращил глаза. Он не думал, что нас так много. С переговоров Лидия Александровна вернулась бодрая и сказала, что через час всех выпустят. Но выпустили только женщин с грудными детьми. На третий день я лежала на подоконнике, поскольку на полу не было места. Когда рвануло, меня вместе со стеклами выбросила во двор. Я была уверена, что Лидия Александровна погибла.

К счастью, директор школы осталась жива. После взрывов и обрушения крыши она, раненая, лежа на боку, продолжала жестами и криками направлять детей к окнам. Саму же ее вынесли спецназовцы самой последней.

По словам мужа Лидии Александровны Анзора Цалиева, сейчас ее жизнь вне опасности. У нее осколочное ранение ноги и мелкие ранения по всему телу. Удалось спастись и обоим внукам Лидии Цалиевой, которые также были в заложниках.

Александр Андрюхин

Опубликовано 6 сентября 2004 года

Автор: