Вчера в зоне грузино-осетинского конфликта обострилась информационная война. Стороны активно обвиняют друг друга в нарушениях протокола смешанной контрольной комиссии (СКК), согласно которому должны быть выведены все незаконные вооруженные формирования. Однако в Тбилиси и Цхинвали вновь не сошлись во мнениях, кто к этим формированиям принадлежит.
После подписания в прошлый четверг протокола московского заседания СКК, согласно которому из зоны конфликта должны быть выведены все незаконные вооруженные формирования, стороны принялись соревноваться, кто скорее выполнит договоренности и найдет больше нарушений у соперника. И в Тбилиси, и в Цхинвали заявляли, что все условия соблюдены и в зоне конфликта остались только миротворцы. Однако командующий миротворческими силами генерал Святослав Набздоров после очередной инспекции в субботу обнаружил несанкционированный пост у грузинского села Тамарашени и заявил, что "грузинская сторона нарушает условия протокола СКК и выставляет дополнительные посты". В ответ председатель комитета грузинского парламента по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе сказал журналистам, что "практически каждую ночь вооруженные формирования сепаратистов обстреливают село Тамарашени, и с учетом этого возникла необходимость открытия там грузинского поста".
Взаимные обвинения посыпались как из рога изобилия. Грузинская телекомпания "Рустави-2" показала сюжет о том, как в селах Ортеви и Дмениси перестреливаются местные осетины и добровольцы с Северного Кавказа. Цхинвали в долгу не остался, и председатель комитета по информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева заявила, что в грузинском селе Ачабети произошла перестрелка на бытовой почве между местными жителями и солдатами внутренних войск Грузии.
В субботу в Цхинвали прошло совещание силовиков, после которого руководство Южной Осетии потребовало от грузинской стороны в течение 24 часов вывести все вооруженные формирования, введенные в зону конфликта сверх контингента миротворческих сил, - 500 солдат грузинского батальона. После этого вечером того же дня в Тбилиси состоялось срочное совещание руководителей силовых ведомств под председательством президента Грузии Михаила Саакашвили. На нем, по информации Ъ, было принято окончательное решение об уменьшении количества грузинских военнослужащих. Однако грузинская сторона по-прежнему категорически против ликвидации постов финансовой полиции, которые функционируют в зоне конфликта. Дело в том, что по Дагомысскому договору 1992 года полиции разрешается беспрепятственно осуществлять свои функции. Теперь грузинская и осетинская стороны по-разному интерпретируют принадлежность финансовой полиции. С точки зрения Южной Осетии, это незаконные вооруженные формирования Грузии, которые необходимо вывести. В Тбилиси считают, что финансовая полиция не является силовой структурой или вооруженным формированием, поэтому ее функционирование вполне законно.
Вчера стороны продолжали оттягивать войска и заявлять, что в зоне конфликта остались только миротворцы. По словам госпожи Гаглоевой, из Южной Осетии уехали все добровольцы, а "остались лишь три казачьих атамана и сопровождающие их лица". Тем не менее договоренности по блокпостам грузинской финансовой полиции достичь так и не удалось, поэтому в ближайшие дни стороны наверняка продолжат препираться по этому поводу.
Владимир Новиков
Опубликовано 19 июля 2004 года