17:51 / 16.07.2004Протокол о намерениях

После двух дней тяжелейших переговоров члены Смешанной контрольной комиссии(СКК) по урегулированию грузино-югоосетинского конфликта вчера поздно вечером подписали общий итоговый документ. Это должно означать, что СКК по-прежнему функционирует как единственная инстанция, регулирующая ситуацию в зоне конфликта.

Но само содержание итогового протокола, в котором два дня "сглаживали острые углы", заставляет в этом усомниться. Главное, о чем договорились стороны - вывод из зоны конфликта всех вооруженных сил кроме миротворцев. Однако ровно то же самое условие содержалось и в протоколе, подписанном сторонами в Цхинвали 2 июня. Оно, тем не менее, было проигнорировано, а в зоне конфликта началась резкая эскалация напряженности. Венцом ее стали задержание грузинской стороной военного груза, предназначенного российским миротворцам, и фактический арест российской колонны с гуманитарной помощью.

В нынешнем протоколе пункт о гуманитарной помощи стоит отдельно: стороны вновь признали, что такие грузы имеют облегченный таможенный режим, как это предписано Дагомысскими соглашениями 1992 года. Однако об урегулировании ситуации с гуманитарным грузом уже вчера удовлетворенно доложил секретарь Совбеза Грузии Гела Бежуашвили, который не принимал участия в работе СКК, зато встречался со своим российским коллегой Игорем Ивановым.

Еще в документе есть два воззвания. Одно адресовано представителям СМИ, которым предлагается не нагнетать страсти вокруг ситуации в Южной Осетии, а второе - руководителям Грузии и Южной Осетии, которые должны сделать все для того, чтобы в зоне конфликта не возобновился огонь на поражение. Кроме того, подпись грузинского сопредседателя СКК Георгия Хаиндравы сопровождается его особым мнением.

Югоосетинская сторона итогом довольна: ее оппонентам так и не удалось добиться включения в документ пунктов о полной демилитаризации всей территории республики и установлении смешанного грузино-осетинского поста у выезда из Рокского туннеля, который связывает Южную Осетию с Россией. С югоосетинской точки зрения оба эти требования означали бы нарушение суверенитета Цхинвали: армия и прочие силовые ведомства в этом случае должны были бы сложить оружие, а граница Южной Осетии с Россией перестала бы существовать как таковая, превратившись в границу между Россией и Грузией. Эти требования фактически были отвергнуты комиссией, но они наверняка будут вновь и вновь выдвигаться на следующих заседаниях. Кстати, следующее заседание, по версии югоосетинской делегации, состоится на следующей неделе в Цхинвали. Грузинская сторона не оспаривает срока, но предлагает собрать комиссию в Тбилиси.

Представители грузинской стороны выглядели крайне утомленными. "Я подписал этот документ, чтобы избежать начала войны", - сказал Георгий Хаиндрава после окончания переговоров. Эту точку зрения разделяет и секретарь грузинского Совбеза г-н Бежуашвили. Он сообщил газете "Время новостей", что вечером еще раз встретился с Игорем Ивановым. Их беседа шла одновременно с заседанием СКК и продолжалась около полутора часов. В отличие от Георгия Хаиндравы, г-н Бежуашвили вышел от г-на Иванова бодрым и удовлетворенным. Можно предположить, что подписание итогового протокола, которое откладывалось несколько часов, состоялось исключительно благодаря этой встрече: позиции участников заседания СКК еще за два часа до его окончания выглядели абсолютно несовместимыми.

Действительно ли станет подписанный протокол прочной гарантией мира, пока неизвестно. Во всяком случае вчера из Южной Осетии продолжали поступать сводки о военных приготовлениях сторон. Грузинская сторона тревожно указывала на учения югоосетинских ополченцев с применением тяжелой техники и артиллерии, якобы ведущихся на полигоне Угарданта. Югоосетинские власти жаловались на "спорадическую стрельбу" по милиционерам, которая открывалась со стороны грузинских сел в окрестностях Цхинвали, и даже утверждали, что министр внутренних дел Грузии Ираклий Окруашвили развернул на территории республики свой оперативный штаб. Эти сообщения, впрочем, были опровергнуты Тбилиси. Ситуацию подогрело известие о гибели бойца грузинского батальона миротворцев, но командующий "голубыми касками" генерал-майор Святослав Набздоров пояснил, что эта гибель стала результатом "неосторожного обращения с оружием".

Непосредственный начальник генерала Набздорова, замкомандующего Сухопутными войсками РФ по миротворческим операциям генерал-лейтенант Валентин Евневич, который участвовал в заседании СКК, надеется, что теперь стороны будут обращаться с оружием более осторожно, "строго следовать принципу мирного урегулирования конфликта и подчеркнули неприемлемость использования силовой, экономической и других форм давления". В то же время президент Грузии Михаил Саакашвили заявил на днях в Лондоне, что намерен "интегрировать" Южную Осетию в течение 6 месяцев. Вчера в Тбилиси прибыл личный представитель президента США по конфликтам в Евразийском регионе Стивен Манн. Видимо, для того, чтобы помочь "интегрировать", не прибегая к давлению.

Иван Сухов, Аркадий Дубнов, Михаил Вигнанский,

Опубликовано 16 июля 2004 года

Автор: