18:07 / 15.07.2004День миротворца

Заседание трехсторонней Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-южноосетинского конфликта после нескольких недель отсрочки началось вчера в Москве - но так и не смогло закончиться. К моменту подписания номера было известно, что СКК работает над согласованием итогового протокола, который, как выразился один из участников встречи, "могли бы подписать все стороны".

Теоретически протокол должен быть готов уже сегодня, но пока позиции главных антагонистов различаются очень существенно. И грузинские, и южноосетинские представители говорят о необходимости скорейшей демилитаризации. Но если южноосетинская сторона в лице министра по особым делам Южной Осетии Бориса Чочиева подразумевает под этим вывод "избыточных" грузинских формирований из зоны конфликта - по словам министра, это тяжелая техника и 16 незаконных постов, то Грузия говорит о необходимости полной демилитаризации Южной Осетии.

Секретарь Совбеза Грузии Гела Бежуашвили заявил, что это главное решение, которого его правительство ждет от московского заседания СКК. Кроме демилитаризации Грузия ожидает также "решения вопроса о контроле российско-грузинской границы на южноосетинском участке".

Свое повышенное внимание к границе Грузия объясняет тем, что этим путем в окрестности Цхинвали прибывают "боевики". На официальном языке Южной Осетии этих "боевиков" называют ополченцами. Они действительно в последние дни приезжают в регион из различных районов российского Северного Кавказа, и в Цхинвали этого не отрицают. Вчера, к примеру, глава южноосетинского комитета по информации Ирина Гаглоева сообщила о прибытии группы казаков из Прохладного (Ставрополье). Казаки, кстати, приняли участие в праздновании так называемого Дня миротворца: ровно 12 лет назад в этот день в Южную Осетию вошли части, составившие основу нынешних Смешанных сил по поддержанию мира (см. стр. 1).

Праздник миротворца прошел не особенно мирно: то и дело поступали тревожные новости. В одном грузинском селе на территории Южной Осетии якобы появились представители молодежного движения "Кмара", в другом якобы была зафиксирована раздача оружия, а в середине дня стало известно, что в небе над Южной Осетией появился грузинский военный вертолет. Этот вертолет выглядел особенно неуместным, в то время как грузинские представители в Москве доказывали необходимость вывода из региона любой военной техники. Впрочем, в самой Грузии сравнительно мягкая позиция переговорщиков устраивает далеко не всех. Лидер "Народного фронта Грузии" Нодар Натадзе даже обвинил их в предательстве национальных интересов, а грузинского сопредседателя СКК Георгия Хаиндраву назвал "безответственным человеком".

Сам г-н Хаиндрава не все время участвовал в работе комиссии. В обед он уезжал для консультаций с секретарем грузинского Совбеза г-ном Бежуашвили, который в свою очередь встречался с Игорем Ивановым. Похоже, что оба грузинских чиновника довольны итогами этого общения и возлагают основные надежды именно на этот формат. А вот их южноосетинские коллеги главным достижением считают как раз возобновление работы СКК. Комиссия, однако, рискует увязнуть в попытках совместить несовместимое. Даже несмотря на присутствие высокого военного начальства в лице первого заместителя начальника российского Генштаба Юрия Балуевского и заместителя главкома российских Сухопутных войск Валерия Евневича.

Опубликовано 15 июля 2004 года

Автор:Иван Сухов